Вопрос: Что проверить в б/у машине перед покупкой?
«Если говорить только о технической проверке и не затрагивать юридическую, то при покупке машины с рук я бы советовал проверять буквально всё. Главное, не надо жалеть денег на предпродажную диагностику в сервисе. Хорошие специалисты могут увидеть и скрученный пробег, и износ деталей и надвигающиеся проблемы. Лучше заплатить за диагностику, чем потом за капитальный ремонт»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Покупка машины, бывшей в эксплуатации, требует от покупателя не только настойчивости в поиске, но и знаний о том, куда посмотреть при самостоятельной проверке, и о чём просить при проверке на сервисе.
В этой статье мы расскажем:
• Для чего нужно знать, где находится VIN;
• На что обратить внимание при внешнем осмотре, а что проигнорировать;
• Какие выводы можно сделать после проверки на СТО;
• Как уговорить продавца на такую проверку;
• Можно ли что-то проверить при покупке машины в трейд-ин;
• Нужно ли ехать на СТО после покупки.
Шаг первый: смотрим на VIN
Перед покупкой бывшего в употреблении автомобиля нужно посмотреть его VIN — уникальный идентификационный номер, который многое расскажет об автомобиле.
Сейчас практически все автопроизводители используют 17 символов, но на старых
машинах можно встретить 16-значный код.
По VIN можно определить страну происхождения, характеристики автомобиля, год выпуска и серийный номер. Это важно знать, так как родина автомобиля может влиять на его характеристики — одна и та же модель, собранная в разных странах, может иметь разные особенности и даже разные проблемы при эксплуатации.
Ещё, сличив VIN в документах с шильдиками на самом автомобиле, можно удостовериться, что эта машина — та самая, которая сошла с конвейера автопроизводителя. Её не модифицировали, не распиливали, не сваривали и не проводили других манипуляций, возможно, незаконных. VIN нанесён обычно в нескольких местах. Чаще всего — на лобовом стекле, на средней стойке двери, под пассажирским сидением, на лонжероне, на шильдике в моторном отсеке. Есть и другие места, в том числе, потайные. У каждой марки автомобиля они могут отличаться, и перед выездом на осмотр машины мы рекомендуем посмотреть в интернете места нанесения VIN для конкретной модели, чтобы, по возможности, проверить их все.
Расположение VIN: 1. Под капотом, на внутренней поверхности переднего щита кузова.
2,7. На опорах стойки передней подвески. 3. На передней стойке пассажирской двери.
4. На верхней части двигателя. 5. На полу под сиденьем водителя.
6. На передней стойке водительской двери.
8. Под лобовым стеклом со стороны водителя.
Шаг второй: проводим внешний осмотр
При внешнем осмотре необходимо проверить толщину лакокрасочного покрытия. Для этого есть специальный прибор — толщиномер. Он измеряет толщину нанесённого покрытия в микронах и позволяет определить, была ли машина покрашена. Толщина лакокрасочного покрытия новой машины одинаково по всему кузову. Отличия возможны в сотых долях микрона. Если деталь перекрашивали, толщина покрытия будет отличаться в разы, за исключением тех случаев, когда деталь полностью меняли на новую.
Стоит обратить внимание, что автомобили, пригнанные из Европы, могут иметь повреждения, и это нормально. Например, бампер может быть несколько раз перекрашен, на кузове могут быть мелкие сколы, царапины и вмятины. Для европейских машин — это обычное дело. Так случается из-за того, что парковаться приходиться на улочках, значительно уже российских. Да и в целом на западе к машинам относятся гораздо небрежнее и из-за царапин не особо переживают.
Можно ещё попробовать на глаз определить, не нарушена ли геометрия машины, например, не находятся ли колёса на разном уровне. Так может быть, если автомобиль побывал в крупном ДТП или если его распиливали и затем неаккуратно снова сварили. Но, вообще-то, такие вещи лучше проверять в специализированном сервисе. Тем более, туда в любом случае хорошо бы съездить с владельцем перед покупкой для полной диагностики.
Шаг третий: проверяем состояние узлов и агрегатов
Первым делом на СТО необходимо проверить номерные узлы и агрегаты: двигатель, коробку передач и другие. В сервисе по VIN смогут определить, стоят ли на машине заводские узлы или их меняли. Если предыдущий владелец ничего не менял, необходимо сразу проверить износ узлов и хотя бы примерно определить оставшийся ресурс до капитального ремонта. Если какие-то из ключевых деталей были заменены, надо посмотреть, использовались ли при этом оригинальные запчасти или ставились дешёвые аналоги. Это также позволит прикинуть время до появления первых проблем и неисправностей.
Все системы автомобиля необходимо проверить на комплектность и работоспособность. Всё должно включаться и работать в штатном режиме: компрессор кондиционера, вентиляторы, подогрев сидений, климат-контроль, омыватели фар — всё, что есть в машине, нужно обязательно включить и протестировать.
Если покупаете машину зимой, не поленитесь проверить кондиционер. В случае поломки ремонт может влететь в копеечку. Подробно о том, почему может не работать кондиционер, писали в отдельной статье. Читать →
Попросите мастеров СТО продиагностировать все датчики — все ли стоят на месте, все ли подключены к нужным узлам. Не подключены ли какие-то нештатные устройства, которые меняют показания датчиков.
«Несколько лет назад покупал себе машину. Нужна была недорогая, на время, поэтому брал с рук. Увидел объявление, машина понравилась по фотографиям, и на встрече с продавцом ничего подозрительного я не заметил. Машину купил, а где-то спустя месяц открываю моторный отсек и вижу — висит какой-то провод и на нём есть коннектор, то есть он куда-то должен вставляться. Нахожу в моторе датчик, на котором как раз нет провода. Думаю: “О, это же отсюда!” Вставляю проводок, завожу машину, а она показывает ошибку: Недостаточное давление масла в двигателе. Поехал на сервис и выяснилось, что когда-то мотор испытал масляное голодание, а сейчас необходимо заменить головку блока двигателя, клапаны и ещё много чего. Так вот попал на дорогостоящий ремонт из-за недобросовестного продавца, который, теперь-то я уже понимаю, намеренно снял этот проводок с датчика» — Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N.
Отдельно рекомендуем заехать в специализированный сервис и проверить, не скручивал ли продавец пробег. По статистике, машины с пробегом больше 100 тысяч километров продаются значительно дешевле тех, что проехали меньше, поэтому чем меньше пробег, тем желательней проверка. Скрученный пробег говорит о том, что ресурс автомобиля намерено завышен в несколько раз, а до капитального ремонта, на самом деле, ближе, чем кажется.
Вообще, перед покупкой любой машины, а особенно — бывшей в эксплуатации, мы рекомендуем почитать в интернете о проблемах конкретной марки. Мы, например, писали:
* О проблемах полноприводных Hyundai и Kia, о которых молчат дилеры. Читать →
* О проблемах с 6-ступенчатой АКПП в автомобилях концерна General Motors (Opel, Chevrolet, Daewoo и других), которые приводят к поломке коробки. Читать →
* Об особенностях привода автомобилей Hover. Читать →
И напоследок. Даже после тщательной проверки на СТО, когда вроде бы всё в машине устраивает, мы советуем подписывать договор купли-продажи и окончательно рассчитываться с продавцом только при переоформлении машины в ГИБДД. Если вдруг на этом этапе выяснится, что с автомобилем, по мнению сотрудников Госавтоинспекции, что-то не так, то ещё можно отказаться от сделки или договориться об изменении условий.
Как уговорить продавца провести проверку автомобиля
Продавец, который уверен в автомобиле и ничего не хочет утаить, скорее всего, согласится на проверку на СТО, но, естественно, за счёт покупателя. Покупателю же такая проверка может дать дополнительный повод для торга. Например, если в автомобиле есть неисправность, можно просить владельца устранить её за его счёт или сделать скидку на стоимость запчастей и работ. Кроме того, при проверке может выясниться, что владелец обслуживал машину дешёвыми низкокачественными материалами. Тогда можно попробовать объяснить, что ресурс у таких деталей небольшой и им скоро потребуется замена.
Если же продавец отказывается ехать на сервисную станцию, это повод задуматься. Возможно, с машиной что-то не так, и он боится, что это обнаружат. С таким продавцом мы бы не советовали связываться.
Можно ли проверить машину перед покупкой в трейд-ин
К сожалению, в салонах по продаже автомобилей в трейд-ин бывают такие же недобросовестные продавцы, как и в частном секторе, только вот заставить салон отогнать машину на диагностику в независимый сервисный центр невозможно. В салоне будут до победного уверять, что с машиной всё в порядке, и истории о проблемах машин, купленных в трейд-ин, мы слышим от наших покупателей постоянно.
«Однажды покупал машину в трейд-ин. Приехал в салон и попросил продавца проехаться на ней перед покупкой. Выехали. Продавец давит на газ, а машина не ускоряется. Я сразу понял, что, скорее всего, это сцепление вышло из строя и проскальзывает ведомый диск сцепления . Менеджер попытался было убедить меня, что с машиной всё в порядке, но быстро сдался. Всё-таки не первый день работаю в отрасли и могу доходчиво объяснить, по каким признакам определил поломку. Позвали директора салона. Он предложил сделать скидку на сумму, которая, по его расчётам, должна покрыть ремонт, но я-то понимаю, что она явно меньше, чем потребуется на самом деле. Пришлось нажать, чтобы получить скидку, которой реально хватило на починку машины» — Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N.
Что делать после покупки б/у машины
После покупки машины, скорее всего, придётся снова ехать на сервис. На этот раз для того, чтобы провести обслуживание. Потребуется как минимум проверить все технические жидкости — моторное масло, трансмиссионную и тормозную жидкость, антифриз. А возможно, заменить их. Мы также рекомендуем проверить и заменить все фильтры. Посмотреть, насколько стёрлись колодки.
Идеально, если после обслуживания получится составить новый график ТО, благодаря которому машина ещё долго будет радовать комфортной ездой без поломок.
Простой подбор автозапчастей
Купить оригинальные запчасти и аналоги в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали для легкового или грузового транспорта, а мы доставим их в любую точку России.
Перейти в каталог