Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Почему может не работать кондиционер?
«Кондиционер может не работать по разным причинам. Может быть, требуется всего лишь помыть радиатор кондиционера или дозаправить его фреоном. А может, придётся менять компрессор целиком и тогда необходимо будет выполнить ряд других обязательных работ. В любом случае диагностировать неисправность смогут только на СТО. Самому определить причину поломки никак не получится»
Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3NКондиционирование в машине — одна из тех систем, про которую очень просто сказать, работает она или нет. Если включить кондиционер и через пару минут в салоне станет холодно, значит всё работает. А если нет — то нет.
При этом система кондиционирования чуть ли не единственная, с которой можно ездить, даже если она неисправна. Ни на какие ходовые характеристики в машине она не влияет, только на комфорт водителя и пассажиров.
А ещё систему кондиционирования невозможно чинить самостоятельно. Внутри циркулирует хладагент, который необходимо специальным образом перерабатывать и ни в коем случае не допускать утечки в окружающую среду.
В этой статье мы расскажем:
- Как устроена система кондиционирования автомобиля;
- И что в ней может сломаться.
В конце дадим общие рекомендации по обслуживанию системы кондиционирования.
Из чего состоит система кондиционирования автомобиля
Система кондиционирования состоит из следующих узлов:
- Радиатора кондиционера, который охлаждает горячий хладагент, вызывая его конденсацию и переход в жидкое состояние.
- Компрессора, который сжимает газообразный хладагент, нагревая его в процессе, и направляет в конденсатор.
- Осушителя, который удаляет примеси и лишнюю влагу из хладагента.
- Испарителя, который охлаждает воздух, поступающий из салона. В нём хладагент переходит в газообразное состояние, при этом выделяется испарительное охлаждение. Холодный воздух подаётся обратно в салон.
- Расширительного клапана (он же — терморегулирующий вентиль или клапан ТРВ), который разделяет контуры высокого и низкого давления.
- Вентилятора, который подаёт воздух через конденсатор, и ускоряет охлаждение хладагента.
- Датчиков давления и температуры.
Система кондиционирования замкнутая, в ней все узлы соединены трубками, образующими два контура, по которым циркулируют хладагент и масло:
- контур высокого давления (красный / жёлтый) между компрессором кондиционера и расширительным клапаном;
- контур низкого давления (синяя) между расширительным клапаном и компрессором кондиционера.
1. Вентилятор радиатор кондиционера. 2. Радиатор кондиционера. 3. Компрессор кондиционера.
4. Расширительный клапан. 5. Салонный вентилятор. 6. Испаритель. 7. Осушитель
Что ломается в системе кондиционирования
Компрессор
Когда ломается компрессор кондиционера, про него говорят «погнал стружку». Это значит, что в системе появились частицы тефлона, которые покрывают поршни и стенки компрессора, и постепенно засоряют её. Налёт можно увидеть, если провести ватной палочкой по внутренней части любой трубки в контуре высокого давления. Если такое случилось, придётся поменять компрессор на новый. Их не чинят.
Очень важно, чтобы при замене компрессора кондиционера были выполнены следующие работы:
- замена осушителя;
- замена клапана ТРВ;
- полная промывка всей системы кондиционирования.
Если осушитель неразборный и выполнен в одном блоке с радиатором кондиционера, придётся менять весь блок.
Если этих работ нет в заказ-наряде, новый компрессор не будет подлежать гарантии.
Важно знать! Гарантийный срок на радиаторы:
1 год — Nissens, Denso, Valeo, Hella, Behr, Stellox.
2 года — Frigair.
Муфта или подшипник муфты компрессора
Муфта соединяет шкив с валом компрессора. Если она неисправна, шкив будет крутиться, но не будет передавать усилие валу компрессора, следовательно, тот не будет работать. Если сломался подшипник муфты, например, его заклинило, сама муфта не будет крутиться.
Если муфту заклинило, а денег на ремонт нет, всё равно нужно заехать на СТО, чтобы подобрать и поставить более короткий ремень в обход кондиционера, особенно если стоит один обводной ремень на генератор, помпу, ГУР и кондиционер. Иначе тот ремень, который стоит, может перетереться и порваться.
Радиатор
С радиатором могут быть следующие проблемы:
- Если он протёк или после ДТП соты загнуты так, что нет смысла их выпрямлять, радиатор полностью меняют.
- Если физических повреждений или протечек нет, но кондиционер плохо работает или не работает совсем, радиатор моют.
Про мойку расскажем подробнее.
Радиатор кондиционера стоит обычно сразу за радиатором охлаждения двигателя, и оба со временем загрязняются. Когда соты радиатора кондиционера забиты, он не может эффективно охлаждать фреон, датчик температуры считает это ошибкой и отключает кондиционер. Кроме того, из-за забитых сот может расти давление в системе и тогда ошибку будет выдавать датчик давления.
Мы рекомендуем нашим покупателям регулярно мыть радиатор двигателя на мойке не снимая бампер, чтобы удалить поверхностные загрязнения, и хотя бы раз в пару лет мыть его на СТО со съёмом бампера. Тогда же очень желательно промыть радиатор кондиционера, так как между радиаторами скапливается вся грязь, которую не смыть на обычной мойке.
О том, почему мы советуем регулярно мыть радиатор двигателя, писали в отдельной статье. Читать →
Периодичность моек зависит от использования автомобиля. Если часто ездить на машине по трассе, через радиатор будет проходить гораздо больше воздуха, а вместе с ним больше пыли. В радиаторы машин загородных жителей помимо грязи от неасфальтированных дорог будут попадать пыльца, пух и мошки, которые со временем спрессуются в плотную массу и закупорят соты.
«У нас был случай, у клиента в городе не работал кондиционер, а как только он выезжал на трассу, кондиционер сразу включался. Выяснилось, что клиент никогда радиатор не мыл. Тогда мы предположили, что на трассе внешнего обдува хватало, чтобы частично охлаждать фреон, и датчик температуры включал кондиционер. А в городе отключал, и посоветовали мойку. И после неё система стала работать нормально» — Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N.
Герметичность
Из-за нарушений герметичности системы может возникать утечка хладагента в радиаторе или каком-то из шлангов.
Если в системе недостаточное давление или оно отсутствует совсем, то хладагент вытекает или вытек совсем, систему заправляют фреоном с добавлением специальной ультрафиолетовой краски, и просят клиента поездить на машине день или несколько. Затем всю систему кондиционирования осматривают под УФ-лампой и в специальных очках, чтобы найти утечку.
«Крайне редко бывает, что визуальных следов утечки нет, а хладагент всё равно куда-то уходит. В этом случае надо разобрать всю панель и добраться до испарителя. Обычно на испаритель нет внешнего воздействия — он находится внутри салона, в него не попадает ни пыль, ни вода. Но бывает, что течёт именно он» — Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N.
Датчик давления или температуры
Датчик давления может отключать кондиционер, если он сам неисправен или если он считывает неправильные показания, например, когда соты радиатора забиты, мы писали об этом выше.
Неисправный датчик температуры обычно отключает муфту и останавливает работу компрессора.
Для проверки датчиков нужно специальное диагностическое оборудование, которое сначала проверяет корректность показаний, а потом работоспособность самих датчиков.
Общие рекомендации по обслуживанию автомобильного кондиционера
Мы рекомендуем проверять систему кондиционирования каждые 12 месяцев.
Так как со временем хладагент может по естественным причинам вытекать из системы через уплотнители, стыки и микротрещины, желательно заправлять кондиционеры новых автомобилей хладагентом раз в 2-3 года. Автомобили старше 6 лет — примерно раз в год.
В компрессоре кондиционера помимо хладагента циркулирует масло, которое смазывает поршни его моторчика. Это масло тоже желательно периодически менять.
О мойке радиатора мы говорили выше. Очень рекомендуем всем периодически это делать.
Если при включении кондиционера появляется неприятный запах, скорее всего, это означает, что на испарителе образовались бактерии и плесень. Избавиться от запаха можно самостоятельно, воспользовавшись специальным очистителем. Одновременно нужно заменить фильтр салона, так как бактерии и плесень могли попасть на него.
Простой подбор запчастей для обслуживания кондиционера
Купить оригинальные запчасти и аналоги для ремонта и обслуживания системы кондиционирования и отопления в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске фильтры салона, радиаторы, компрессоры, а мы доставим их в любую точку России.
В каталог