Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Как заряжать автомобильный аккумулятор и как выбрать зарядное или пуско-зарядное устройство?
«Обычно мы рекомендуем заряжать аккумуляторы на СТО, так как там используется профессиональное оборудование. Если хотите заряжать аккумулятор самостоятельно, советуем купить автоматическое зарядное устройство импульсного типа. Оно само определит необходимые парамеры тока и напряжения в зависимости от типа аккумулятора, с ним не нужно постоянно находиться рядом в процессе заряда. Кроме того, оно подойдёт для аккумуляторов AGM. В багажнике рекомендуем хранить портативное пуско-зарядное устройство. Это как пауэрбанк для автомобиля. Он позволит завести машину, если аккумулятор сел в самый неподходящий момент»
Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N МосквыВсе автовладельцы рано или поздно сталкиваются с необходимостью зарядить аккумулятор. Например, если он разрядился из-за оставленных включёнными фар, или если при проверке мультиметр показывает недостаточный заряд — из-за возраста аккумулятора или утечки тока выше допустимых значений. Какими бы ни были причины, важно знать, какие способы заряда аккумулятора существуют, и как пользоваться зарядными устройствами, если заряжать аккумулятор самостоятельно, а не на СТО.
В этой статье мы расскажем:
- На что обращать внимание при выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора;
- Какие условия нужны для зарядки аккумулятора;
- Как заряжать аккумулятор трансформаторным и импульсным зарядным устройством.
В конце статьи советуем купить портативное пуско-зарядное устройство, которое всегда спасёт, если сел аккумулятор и нужно быстро запустить двигатель, и рассказываем, как его выбрать.
Как выбрать зарядное устройство
Существует два типа зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов — трансформаторные и импульсные. Оба работают от электрической сети 220 вольт, и могут быть с ручным управлением, полуавтоматические или автоматические.
Трансформаторные зарядные устройства подходят для всех свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, но не подходят для аккумуляторов с абсорбированным электролитом (AGM).Импульсные зарядные устройства подходят для всех типов аккумуляторов, включая AGM.
О том, какие бывают аккумуляторы и чем различаются аккумуляторы с жидким и абсорбированным электролитом, писали в отдельной статье. Читать →
Всем нашим покупателям мы советуем автоматические импульсные зарядные устройства. Они сами определят необходимое напряжение и силу тока в зависимости от характеристик аккумулятора. Кроме того, в отличие от трансформаторных зарядных устройств, необязательно всё время находиться с ними рядом, чтобы контролировать процесс заряда.
Следующий критерий для выбора — это характеристики самого зарядного устройства. Напряжение, сила тока и ёмкость должны соответствовать характеристикам аккумулятора или немного превышать их, но ни в коем случае не быть ниже.
Зарядные и пуско-зарядные устройства можно подобрать в разделе Аккумуляторы нашего каталога.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Чтобы зарядить аккумулятор, желательно снять его с автомобиля. Полноценная зарядка может занимать до 24 часов, и находиться всё это время где-то рядом с автомобилем вряд ли возможно.
Если всё же решили быстро зарядить аккумулятор не снимая, необходимо отключить клеммы проводки от аккумулятора и только после этого приступать к зарядке. Большинство современных машин оснащены микропроцессорами, и превышение по неосторожности допустимых значений силы тока и напряжения могут вывести из строя некоторые элементы электросистемы автомобиля.
Аккумулятор нужно заряжать при комнатной температуре в хорошо проветриваемом помещении, но ни в коем случае не в квартире. Во-первых, при зарядке обслуживаемых аккумуляторов в воздух могут попасть ядовитые пары раствора серной кислоты, которая служит электролитом. Во-вторых, если в процессе что-то пойдёт не так, например, аккумулятор перегреется и взорвётся (по неосторожности или при повреждении клапана сброса избыточного давления), это хотя бы произойдёт не в жилом помещении.
Перед зарядкой необходимо убедиться, что аккумулятор полностью герметичен, нет следов вздутия, трещин и подтекания электролита на корпусе. У обслуживаемого аккумулятора необходимо выкрутить пробки из банок, но не удалять их из отверстий. Это, с одной стороны, позволит избежать повышения давления в процессе зарядки аккумулятора, с другой — не позволит грязи и пыли попасть внутрь.
Современные необслуживаемые аккумуляторы оснащены клапаном сброса избыточного давления, поэтому разбирать их категорически запрещено. Они сами сбрасывают избыточное давление, и при зарядке необходимо просто контролировать температуру и прислушиваться к характерным звукам вскипания жидкости.
Аккумулятор необходимо подключать к зарядному устройству в следующей последовательности: сначала подключить клеммы аккумулятора к клеммам зарядного устройства, затем включить зарядное устройство в сеть.
Как заряжать аккумулятор трансформаторным зарядным устройством
У трансформаторного зарядного устройства есть 2 режима зарядки: постоянным током или постоянным напряжением. У каждого способа свои особенности, но в любом случае в процессе необходимо всё время находиться рядом. При зарядке током потребуется постоянно контролировать значение напряжения, при зарядке постоянным напряжением силу тока.
Также необходимо постоянно следить за тем, чтобы сам аккумулятор не перегревался, а находящийся в нём электролит не закипел. При характерных звуках бульканья жидкости необходимо немедленно отключить зарядное устройство от сети и дать аккумулятору остыть, иначе закипание электролита приведёт к полному разрушению пластин и выходу из строя батареи.
Зарядка постоянным током
При зарядке постоянным током необходимо установить на зарядном устройстве предельное напряжение, которое способен взять аккумулятор (если на зарядном устройстве нет функции автоматического определения). Затем нужно отрегулировать силу тока в пределах от 8 до 10 ампер. Чем меньше сила тока, тем дольше будет заряжаться батарея, но это хорошо повлияет на её фактическую ёмкость.
При зарядке постоянным током значение напряжения будет постепенно расти, и нужно вручную контролировать, чтобы оно не превысило максимально допустимого значения на аккумуляторе.
Как только значение напряжения будет подходить к пиковому, подаваемый ток необходимо сократить вдвое. Напряжение снизится, а через некоторое время снова начнёт расти.
Аккумулятор будет близок к полному заряду, когда сила тока снизится до минимальных значений 0,25-0,5 ампер. В этом режиме необходимо продержать аккумулятор ещё час-два. Напряжение должно оставаться неизменным.
Зарядка постоянным напряжением
Для зарядки постоянным напряжением на зарядном устройстве необходимо выставить ограничение силы тока на уровне до 25 А, значение подаваемого напряжения установить согласно предельно-допустимому на аккумуляторе.
Во время зарядки сила тока на зарядном устройстве резко возрастёт, а затем начнёт снижаться по мере накопления заряда батареи. Время заряда зависит от ёмкости аккумулятора и процента разряда, но обычно процедура занимает больше суток.
После зарядки постоянным током или постоянным напряжением аккумулятор обязательно должен остыть. Желательно не раньше, чем через сутки аккумулятор необходимо проверить мультиметром или нагрузочной вилкой без нагрузки. Он должен показывать 12,4-12,5 вольта. Если значения не вернулось к исходным, необходимо повторить зарядку или заменить аккумулятор.
О том, как правильно проверять аккумулятор, писали в отдельной статье.
Читать →
Как заржать аккумулятор импульсным зарядным устройством
Зарядка импульсным зарядным устройством проще, чем трансформаторным, так как чаще всего они полуавтоматические или автоматические. Кроме того, как мы говорили выше, только импульсными зарядными устройствами можно заряжать AGM аккумуляторы с абсорбированным электролитом.
Подключение устройства к аккумулятору осуществляется также — сначала подключают клеммы, затем устройство включают в сеть. Если устройство автоматическое, оно само определит необходимые параметры в зависимости от типа аккумулятора. Если полуавтоматическое, параметры необходим будет предварительно выставить.
Важно помнить, что заряд аккумуляторов с абсорбированным электролитом (AGM) должен происходить с напряжением 14-14,3 вольта, не больше и не меньше. При зарядке необходимо контролировать температуру аккумулятора, так как при закипании электролита его невозможно будет долить, как в обслуживаемый аккумулятор.
Когда пригодится пуско-зарядное устройство
Пуско-зарядное устройство позволят завести двигатель автомобиля с севшим аккумулятором. Есть устройства, работающие от сети 220 В, но мы всегда рекомендуем нашим покупателям портативные.
Портативные ПЗУ — это как пауэрбанк для телефона. Они будут незаменимы в любой непредвиденной ситуации, когда аккумулятор сел, а вокруг нет розетки. Устройство позволяет быстро отдать ток аккумулятору и запустить двигатель, после чего отключается.
При выборе пуско-зарядного устройства главное, чтобы его характеристики были не ниже характеристик аккумулятора. Ёмкость должна быть равной или превышать ёмкость аккумулятора. А чем выше пусковой ток, тем быстрее заведётся двигатель.
Единственное, на что мы обращаем внимание клиентов, что не стоит покупать дешёвые ПЗУ. Они могут быть ненадёжными и работать некорректно. Лучше купить устройства проверенных производителей.
Портативные пуско-зарядные устройства можно подобрать в разделе Аккумуляторы нашего каталога.
Простой подбор зарядных и пуско-зарядных устройств
Купить зарядные и пуско-зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов в AUTO3N можно в два клика. Подберите устройство по производителю, напряжению, ёмкости или другим параметрам, а мы доставим заказ в любую точку России.
В каталог