Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Как правильно проверить состояние аккумулятора и понять, когда его необходимо заменить?
«Проверять аккумулятор можно самостоятельно в гараже с помощью приборов — мультиметра, нагрузочной вилки, ареометра или тестеров, а также отвезти в сервис, где проверку выполнят специалисты по техническому обслуживанию. Главное, необходимо делать это так же регулярно, как обслуживание других узлов автомобиля»
Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N МосквыАккумуляторная батарея автомобиля — это узел, который нуждается в регулярной проверке и обслуживании не меньше, чем двигатель или тормоза. При этом в отличие от последних, аккумулятор можно быстро и просто проверить самостоятельно.
В этой статье мы расскажем:
- Как провести внешний осмотр и на что обратить внимание;
- Как проверить аккумулятор мультиметром;
- Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
- Как проверить плотность электролита на обслуживаемых аккумуляторах;
- В каких условиях желательно проводить проверку аккумулятора;
- С какой регулярностью нужно выполнять проверку.
На что обратить внимание при внешнем осмотре аккумулятора
Проверка аккумулятора начинается с внешнего осмотра. Необходимо убедиться, что:
- на корпусе аккумулятора нет механических повреждений и микротрещин;
- нет следов подтёков;
- корпус не вздут и не деформирован;
- клеммы чистые без следов окисла;
- соединение аккумулятора с клеммами проводки двигателя плотное и надёжное.
При наличии любых следов повреждений, нарушения целостности и герметичности, аккумулятор необходимо немедленно заменить.
Для очистки клемм аккумулятора от окислов можно использовать наждачную бумагу или специальные средства, например, спрей для очистки электрических контактов. Предотвратить их окисление позволит специальная спрей-смазка для контактов, которая препятствует преждевременному старению и истончению клемм, повышая плотность соединения с проводкой.
Спрей для очистки электрических контактов можно подобрать в разделе Очистители автохимия нашего каталога.
Что можно проверить мультиметром
Уровень заряда
Измерив мультиметром напряжение аккумулятора, можно узнать процент его заряда.
Напряжение измеряется на автомобиле в покое, через несколько часов после поездки, чтобы поверхностное напряжение аккумулятора не вносило погрешность в показания. К клеммам аккумулятора нужно присоединить щупы мультиметра — плюсовой (красный) щуп к плюсовой (красной) клемме, минусовой (чёрный) щуп к минусовой (чёрной) клемме.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть от 12,6 до 12,9 вольта. Если показания 12,5-12,4 вольта, аккумулятор заряжен на 90-70%. Напряжение 12,1 вольта говорит о разряде до 50%. Если показания ниже 12 вольт, аккумулятор необходимо обслужить, если он обслуживаемый, или поменять, так как зарядка, скорее всего, не даст долгосрочного результата.
А вот проверять свечи зажигания мультиметром совершенно бессмысленно. Писали об этом в нашей статье. Читать →
Утечка тока
Мультиметром можно измерить утечку тока и убедиться, что энергопотребляющие системы автомобиля не разряжают аккумулятор в моменты простоя автомобиля.
При выключенном двигателе электрическую энергию батареи потребляют системы охранной сигнализации, электронные блоки управления, часы. Допустимая утечка находится в пределах 50-80 миллиампер. Если она выше, скорее всего, какая-то система автомобиля потребляет при выключенном двигателе больше тока, чем должна, и разряжает аккумулятор.
Чтобы измерить утечку тока мультиметром, нужно:
- выключить все потребители энергии: кондиционер, фары, лампочки, зарядки мобильных устройств;
- отключить зажигание, закрыть двери, но оставить открытым одно окно, на случай блокировки замков при отключении АКБ;
- поставить машину на сигнализацию (так потребление тока сигнализацией будет учтено в измерениях);
- перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока и выставить наибольший предел измерений (10 или 20 ампер, в зависимости от мультиметра);
- отсоединить минусовую (чёрную) клемму от аккумулятора;
- подключить к снятой клемме минусовой (чёрный) щуп мультиметра;
- подключить плюсовой (красный) щуп мультиметра к минусовой (чёрной) клемме аккумулятора;
- зафиксировать показания;
- подождать 10-15 минут, так как не все бортовые приборы снижают электропотребление сразу после отключения зажигания;
- зафиксировать показания мультиметра ещё раз.
Если в результате проверки мультиметр показывает утечку тока выше 80 мА, рекомендуем записаться в сервис на диагностику, чтобы определить, с какой именно системой есть проблемы.
Система зарядки
Мультиметром можно проверить систему зарядки аккумулятора. Для этого на заведённом двигателе нужно присоединить клеммы мультиметра к клеммам аккумулятора. При нормальной зарядке показания будут в пределах 13-14 вольт. Если выше, значит, скорее всего, аккумулятор замкнутый, и берёт на себя слишком много зарядки. Если ниже, то генератор не справляется с зарядкой и необходимо проверить реле заряда или же сам аккумулятор на предмет сохранения энергии в нём.
«В интернете есть много видеороликов, в которых рассказывают, что с помощью мультиметра и лампочки также можно измерить ёмкость аккумулятора. На самом деле, таким способом можно померить только то, как долго проживёт аккумулятор, если забыть выключить свет в автомобиле. Правильное измерение ёмкости аккумулятора надо проводить с помощью специального нагрузочного (разрядного) устройства, которое относится к профессиональному оборудованию» — Андрей Нюхтиков, начальник торговой сети AUTO3N Москвы.
Выбрать мультиметр можно в разделе Инструмент и оборудование → Измерительный инструмент нашего каталога.
Как проверить аккумулятор с помощью нагрузочной вилки
С помощью нагрузочной вилки можно проверить степень заряда и исправность аккумуляторной батареи.
Проверку проводят на заглушённом двигателе. Положительный (красный) зажим вилки присоединяют к положительной (красной) клемме аккумулятора, а отрицательный (чёрный) зажим — к отрицательной (чёрной) клемме.
Без нагрузки показания вилки должны быть 12,6-12,9 вольта. Под нагрузкой значения могут опуститься до 10,9 вольта. После нагрузки показания вилки должны вернуться к начальным значениям 12,6-12,5 вольта. В этом случае аккумулятор, скорее всего, рабочий и нагрузка не разряжает его.
Если после теста нагрузочная вилка показывает значение ниже 12,5 вольта, скорее всего, аккумулятор уже неработоспособен, его необходимо обслужить или заменить.
Важно помнить, что с этим тестом есть несколько нюансов:
- Нагрузочной вилкой проверяют только полностью заряженные аккумуляторы. Проверка разряженного аккумулятора даст неверные результаты.
- При проверке полностью заряженной батареи, бывшей в употреблении, показатели нагрузочной вилки могут быть отличными, а вот тестер тока холодной прокрутки покажет потерю пусковых характеристик.
- Нагрузочную вилку необходимо подбирать строго согласно параметрам аккумулятора. На всех нагрузочных вилках есть информация для каких аккумуляторов она применима.
Как проверить плотность электролита на обслуживаемых аккумуляторах
Плотность электролита можно проверить только на обслуживаемом аккумуляторе. Её проверяют специальным прибором, ареометром, только на заряженном аккумуляторе.
Нормальная плотность заряженного аккумулятора составляет 1.27- 1.28 г/см3. Если значение ниже 1,27 г/см3 необходимо добавить электролит. Если плотность выше, необходимо добавить дистиллированной воды.
При разряженном аккумуляторе плотность электролита может быть ниже допустимых значений. Это связано с тем, что при разряженном аккумуляторе серная кислота уходит в пластины аккумулятора, и плотность падает.
Важно! Проверку плотности можно проводить только на свинцово-кислотных аккумуляторах. На гелевых и сухозаряженных аккумуляторах проверка плотности осуществляются другими методами, доступными только на СТО.
На нашем сайте можно купить ареометр Sparta, например.
Где можно и где нельзя проводить обслуживание аккумуляторов
Помещение
Обслуживание аккумулятора ни в коем случае нельзя проводить в квартире, на балконе или в другом неприспособленном для этого помещении.
Так, в обслуживаемых аккумуляторах в качестве электролита используется смесь серной кислоты, одного из самых ядовитых химических соединений. При проверке плотности электролита в жилых помещениях пары серной кислоты могут нанести вред здоровью находящихся рядом людей. Даже в специальных помещениях во время обслуживания таких аккумуляторов обязательно использование перчаток, респиратора и других средств индивидуальной защиты.
Мы также настоятельно не рекомендуем заряжать аккумуляторы дома. Если на корпусе были микротрещины, незаметные при визуальном осмотре, то при подключении аккумулятора на зарядку в случае перегрева может произойти взрыв.
Температура
Проверять аккумулятор необходимо при комнатной температуре 20-25°С. При проверке аккумулятора в помещениях с недостаточной температурой, например, зимой, показания плотности или напряжения могут измениться в меньшую сторону. Это допустимо, но это нужно учитывать при проверке. Если проверку проводить летом и в помещении, наоборот, очень жарко, показания сместятся в большую сторону.
Когда необходимо проверять аккумулятор
Независимо от возраста машины и аккумулятора, мы рекомендуем проводить проверку аккумулятора дважды в год — перед летним и перед зимним сезоном, если условия эксплуатации автомобиля нормальные.
Нормальными мы считаем условия, при которых автомобиль регулярно используется для продолжительных поездок длительностью 1-2 часа со средней скоростью 60-80 км/ч. При коротких пробегах и частых запусках двигателя аккумулятор недозаряжается. Срок службы аккумулятора падает и проверять его потребуется чаще.
Простой подбор аккумуляторов
Купить автомобильный аккумулятор в AUTO3N можно в два клика. Подберите АКБ по производителю, напряжению, ёмкости, полярности или по размерам, а мы доставим заказ в любую точку России.
В каталог