Москва
Делегированный вход
Менеджер:

Клиент:
Контракт клиента для работы не установлен
Закончить работу

Мотоциклы: полный гайд по обслуживанию и ремонту в зависимости от класса техники

0 / 5
Написать отзыв

 

Эксперты AUTO3N Дмитрий Котов, Владислав Мищенко и Денис Ярославцев написали суперподробный гайд о мотоциклах. В нём они рассказывают:

• Какие классы мотоциклов бывают;

• Как в общем устроены мотоциклы;

• Как обслуживать мотоциклы и какие узлы в них требуют ремонта.

В разделе про обслуживание перечислены все основные виды регламентных сервисных работ, а также все узлы, которые нуждаются в обслуживании. Кроме того, приведены примеры запчастей и техжидкостей с артикулами, которые могут потребоваться для замены.

 

Классы мотоциклов и их технические особенности

 

Мототехника делится на классы, в каждом из которых есть свои особенности.

 

Чопперы и круизёры
Чёрный мотоцикл стоит на пешеходной дорожке в парке.

 

 

В таких мотоциклах чаще всего стоят 2-цилиндровые V или L-образные двигатели.

 

На возрастных экземплярах охлаждение воздушное. Масляный радиатор, через который постоянно прогоняется масло, может быть вынесен. На более свежих мотоциклах охлаждение водяное.
Привод часто карданный или цепной, иногда ременной. Много хромированных деталей.

 

Дорожные классические
Красный с белым классический дорожный  мотоцикл стоит на видовой площадке.

 

 

У таких мотоциклов мотор чаще рядный, 2- или 4-цилиндровый. Реже 2-цилиндровый с L-образным расположением. Некоторые модели оснащаются и одноцилиндровыми двигателями. BMW применяет оппозитную схему с двумя цилиндрами.

 

Тип охлаждения – воздушный, воздушно-масляный, но чаще всего — жидкостный. На некоторых моделях BMW в схему с воздушно-масляным охлаждением включён термостат.

 

Привод в основном цепной. На BMW в этом классе ставится кардан. Питание карбюраторное, количество карбюраторов соответствует количеству цилиндров. На свежих мотоциклах стоит инжектор.

 

Naked и стритфайтеры
Чёрный стритфайтер с золотыми дисками и золотой передней вилкой на серо-белом фоне.

 

 

Про такие мотоциклы можно сказать, что это спортбайки без пластика. На них также чаще всего ставится рядный 4-цилиндровый мотор, но есть и другие компоновки. Например, на Ducati Streetfighter стоит двигатель V4 или V2, на Aprilia Shiver — также V-образная «двойка».

 

Такие высокофорсированные и высокооборотистые аппараты требуют хорошего обслуживания и качественных запчастей.

 

Спортбайки
Белый с синим спортбайк Suzuki на белом фоне.

 

 

У таких мотоциклов бывают рядные 4-цилиндровые высокофорсированные двигатели, V2 или V4, и пластиковый обвес. Их используют, как правило, для быстрой езды по дорогам общего пользования, хотя безопаснее было бы катать по треку. В связи с этим часты механические повреждения пластика и прочих внешних деталей — поворотников, зеркал, ручек руля, глушителей и др.

 

Эндуро и мотард
Красный эндуро на подставке на грунтовой дороге в лесу.

 

 

Эндуро и мотард — это мотоциклы повышенной проходимости. Эндуро — для езды по пересечённой местности, мотард — для езды по городу. На эндуро устанавливается внедорожная резина с развитыми грунтозацепами, на мотард — гладкая с дорожным протектором. Ещё у эндуро обычно больше дорожный просвет.

 

На эти мотоциклы ставят 1- или 2-цилиндровые двигатели различного объёма.

 

Конструкция мотоциклов упрощена для большей надёжности на бездорожье. Охлаждение воздушное или водяное. Питание карбюраторное, а на дорогих и свежих байках — инжекторное. Привод в этом классе всегда цепной.

 

В России популярны недорогие китайские 1-цилиндровые карбюраторные модели с воздушным охлаждением.

 

Кроссовые
Синий кроссовый мотоцикл на грунтовой дороге.

 

 

Кроссовые мотоциклы предназначены для спортивных соревнований. У их двигателей один или два цилиндра, водяное охлаждение, инжекторная или карбюраторная система подачи топлива. Конструкция простая, облегчённая.

 

Туристические
Красный туристический мотоцикл на видовой площадке с видом на море.

 

 

Туристические байки — это большие и тяжёлые аппараты для комфортных путешествий с большим количеством разных наворотов, вплоть до музыки и подогрева сидений.

 

У таких мотоциклов объёмные моторы с четырьмя или шестью цилиндрами, выстроенными в ряд или оппозитно. Обычно оснащены большим количеством разной электрики и датчиков.

 

Отличаются большими пластиковыми кофрами и мощными тормозами.

 

Спорт-туристы
Красный спорт-турист среди зелёной травы и белых одуванчиков в поле.

 

 

Спорт-туристы часто оснащаются дефорсированными моторами от спортбайков. Из-за этого они становятся менее «злыми» и более комфортными. Идут обычно также в пластиковом обвесе и с клипонами вместо цельного руля, то есть ручки крепятся каждая по отдельности на вилку.

 

Тур-эндуро
Трёхцветный тур-эндуро BMW GS — белый с серым с чёрным, на белом фоне.

 

 

Туристические эндуро — это техника, которая позволяет уверенно съезжать с дорог во время путешествий, и при этом комфортна на трассе.
Одними из лучших в этом классе считаются BMW GS. Другие известные модели — Honda Transalp или KTM Adventure.

 

Общее устройство мотоциклов

 

Несмотря на большие различия в классах, все мотоциклы устроены похоже.

 

Основа конструкции — это рама. Колёса крепятся через амортизаторы сзади к маятнику, спереди — к вилке. Задних амортизаторов может быть два или один. Дополнительными демпферами для амортизаторов сзади служат сайлентблоки. Передняя вилка наполнена маслом, которое удерживают сальники.

 

Мотор и коробка передач крепятся обычно внутри рамы, но в некоторых случаях двигатель и коробка являются несущей конструкцией. С двигателя тяга передаётся через сцепление на КПП и далее на ведущую звезду, на кардан или шкив, в зависимости от типа привода.

 

Сцепление может быть тросиковым или гидравлическим, сухим или в масляной ванне. В большинстве мотоциклов (но не во всех) система смазки общая для мотора и коробки, то есть КПП смазывается разбрызгиванием масла из единого картера. Такая система отличается от автомобильной, но также имеется маслонасос, который приводит в действие цепь, фильтр и датчик давления.

 

Как обслуживать мотоциклы

 

Мотоциклы именитых производителей — надёжная техника, поэтому на свежих экземплярах нужно менять только технические жидкости и расходники. Более основательный ремонт может потребоваться байкам, выпущенным в 2000-х годах и ранее, а их на наших дорогах довольно много. Некоторые классы мотоциклов, например, внедорожные, подвергаются повышенным нагрузкам и нуждаются в хорошем обслуживании и замене изнашиваемых частей.

 

Моторное масло
Схема выбора масла по вязкости похожа на автомобильную, при этом автомобильное масло заливать в мотоцикл не рекомендуется (за исключением случаев, когда мотоцикл имеет раздельную систему «двигатель-коробка», как практически все БМВ). В мотоциклах с мокрым сцеплением ни в коем случае нельзя использовать автомобильное моторное масло из-за наличия пакета антифрикционных присадок — диски начнут проскальзывать, что приведёт к быстрому износу сцепления.

 

В мотоциклы нужно заливать моторное масло, специально разработанное для мототехники. Своё масло есть для 4-тактных двигателей и есть моторное масло для двухтактных двигателей.

 

 

Таблица выбора моторного масла по SAE

 

 

Периодичность замены моторного масла у разных классов разная. В кроссовых мотоциклах можно менять масло после каждой гонки или «покатушки». В эндуро — после 30 моточасов (это около 900-1000 км). В остальных — через 5-8 тысяч километров пробега или раз в год, смотря что наступит раньше.

 

Заправочные объёмы отличаются в зависимости от типа двигателя. Кроме того, для разных моделей мотоциклов с одинаковым рабочим объёмом количество масла может отличаться. Поэтому для удобства дозирования мотоциклетное масло продаётся в канистрах по 4 литра и по 1 литру.

Для одного цилиндра объёмом 250cc требуется примерно 1,6 литра.

Для двух цилиндров объёмом 400сс — от 2,3 до 2,6 литра.

Для двух цилиндров объёмом 750cc — 3 – 3,1 литра (лучше купить 4 литровые канистры, с запасом).

Для двух цилиндров объёмом 1000 – 1100сс — 3,2 литра.

Для двух цилиндров объёмом 1500cc — 3,5 литра.

Для четырёх цилиндров объёмом 250сс и 400сс — 2.4 – 3 литра.

Для четырёх цилиндров объёмом 600сс — 2,5 – 3,6 литра.

Для четырёх цилиндров объёмом 900 – 1000сс— 3,3 – 4 литра.

По результатам тестов отлично зарекомендовало себя масло Motul 300V и 7100 (артикулы 104121, 104118, 104092, 104094).
К хорошим оригинальным маслам относится Castrol Power 1 (артикул 15688B).
Среди отечественных производителей можно выбрать масло LUKOIL (артикул 1595329).
Из специализированных масел можно выделить Ipon Katana 10W40 (артикул 800359),
подходящее для нагруженных двигателей.
А вот Liqui Moly может вызвать масляный аппетит — оно обладает повышенными показателями испаряемости.

 

При наличии фильтра его нужно обязательно менять вместе с маслом. На маленьких одноцилиндровых моторах вместо фильтра бывает сеточка, она просто промывается.

Если на мотоцикле установлен фильтр нулевого сопротивления, его регулярно промывают и смазывают маслом для воздушных фильтров. Подробнее читайте в нашей статье. Читать →

Трансмиссионное масло
В тех мотоциклах, в которых сцепление находится в масляной ванне и масло в коробку заливается отдельно, применяется трансмиссионное масло 10W40, например, Motul
(артикул 105895). Периодичность замены трансмиссионного масла — раз в 10-15 тысяч километров пробега или раз в два года. Объём зависит от модели мотоцикла.

 

Если сцепление сухое и коробка смазывается отдельно, подходит масло 75w90 (например Liqui Moly (артикул 7589). Периодичность замены — раз в 20 тысяч километров пробега или раз в 2 года. Объём зависит от модели мотоцикла.

 

Для карданных передач (в редукторе) используют соответствующее масло, например, Liqui Moly (артикулы 7589 или 3072). Периодичность замены — раз в 25 тысяч километров пробега или раз в 2 года. Объём менее литра.

 

Тормозная жидкость
Тормозная жидкость используется в основном DOT-4. Но перед покупкой желательно свериться с инструкцией по эксплуатации к мотоциклу или проверить, что написано на крышке бачка с тормозной жидкостью, он установлен на руле. Объём обычно не более 1 литра (около 500-600 миллилитров). Периодичность замены — раз в два года. Это обусловлено гигроскопичностью тормозной жидкости — со временем она поглощает в воду и теряет свои свойства.

 

Другие технические жидкости
Для привода гидравлического сцепления есть две схемы — под DOT-4 и под минеральное масло. Перед покупкой желательно свериться с инструкцией по эксплуатации к мотоциклу или проверить, что написано на крышке бачка. Объём менее 1 литра, периодичность замены — раз в 15-20 километров пробега или раз в два года, смотря что наступит раньше.

 

В мотоциклах с водяным охлаждением залит антифриз. При замене лучше лить G12 и выше, если другое не предусмотрено инструкцией. Периодичность замены — раз в 50 тысяч километров пробега или раз в 2 года. Заправочный объём – от 1 до 3,5 литров, в зависимости от объёма мотора.

 

В передней вилке залито масло, которое подлежит замене раз в 15-20 тысяч километров при трассовых пробегах или раз в 7-8 тысяч километров при езде по бездорожью и активной её работе. Вилочное масло обозначается цифрой и буквой W. Для более активных внедорожных вилок цифра должна быть меньше, для трассовых — больше. Например, в эндуро нужно лить 2.5W, в спортбайк — 10W. Например, мы можем порекомендовать вилочное масло Motul с артикулами 105925, 105962, 105924, 105926.

 

Цепь мотоцикла, при её наличии, также нужно обязательно смазывать и относиться к ней осторожно при мойке, чтобы не повредить сальники. Смазка используется специальная — например, Liqui Moly (артикул 1591).
Смазывать цепь нужно регулярно, особенно после поездки по пыльным и грязным дорогам. В обычных условиях — раз в 500 километров.

 

Шины
Резина для мотоциклов делится на дорожную, внедорожную и гоночную.

• Чем лучше погода и чем быстрее хочется ехать, тем меньше рельефа должно быть на колёсах.

• Для городских условий эксплуатации спортбайков и «злых» стритов часто используются так называемые Supersport шины.

• Для спорт-туристов и классических дорожников есть дорожно-спортивные, дорожно-туристические и вседорожные «бублики».

• У кроссовых мотоциклов и эндуро стоят колёса с мощными грунтозацепами, благодаря чему можно уверенно чувствовать себя в грязи, но нельзя надолго выезжать на твёрдое покрытие, так как асфальт быстро пожирает резину.

• Для внедорожных классов производят шоссейные покрышки, которые позволяют перемещаться «как все».

Типоразмеры шин расшифровываются так: ширина шины / высота профиля в процентах к ширине, диаметр колеса. Иногда добавляют индекс скорости, а буква R означает радиальную конструкцию покрышки. Далее может быть указан индекс нагрузки и наличие / отсутствие камеры в покрышке. В спицованных колёсах камера чаще всего есть, а в литых отсутствует. На некоторых тур-эндуро есть спицы, но благодаря особой конструкции камера их колёсам не требуется.

 

Вот несколько примеров шин, которые мы можем посоветовать покупателям:

• Для спортов — Pirelli Diablo Rosso Corsa.

• Для стритов и дорожников — Mitzeler Sportec M7 RR.

• Для спорт-туристов — Mitzeler Roadtec 01 SE, Pirelli Angel GT2.

• Для чопперов и круизёров — Bridgestone Exedra E-max.

• Для тур-эндуро и умеренного бездорожья — Pirelli MT60 RS Corsa, Michelin Anakee Adventure.

• Для кросса и эндуро — Bridgestone Battlecross.

Тормоза
У мотоциклов, по большей части, дисковые тормоза, поэтому колодки — расходный материал. В зависимости от состава фрикционной смеси они отличаются по мягкости — чем больше металла в составе, тем колодка жёстче. Это означает, что при высокой жёсткости тормозные колодки будут более износостойкими и смогут переносить интенсивные торможения, но будут сильнее стирать диск.

 

Для спортивных мотоциклов существуют кевларовые колодки — дорогие, но надёжно останавливающие байк на высоких скоростях.

 

Срок службы колодок напрямую зависит от стиля езды, а необходимость замены определяется по стремительно приближающимся к диску накладкам. Для замены мы рекомендуем тормозные колодки и диски таких компаний, как Brembo, Ferodo, Nissin, которые поставляют свою продукцию на конвейеры мотопроизводителей.

 

Срок службы тормозных дисков зависит от условий эксплуатации, установленных колодок и манеры езды. Спокойный трассовый райдер может легко проехать 30 тысяч километров на одном комплекте, а один быстрый проезд по воде после интенсивного торможения способен привести диски с колодками в негодность. Поэтому необходимость замены дисков определяется не пробегом, а текущим осмотром состояния системы.

 

Важно отметить, что в большинстве случаев у мотоцикла основной тормоз — передний, поэтому мы рекомендуем обслуживать его в два-три раза чаще заднего. Впрочем, на тяжёлых байках задний тормоз также принимает активное участие в торможении, и это надо учитывать при обслуживании и покупке комплекта тормозных колодок и дисков.

 

На байке по необходимости обслуживают и тормозные суппорты, для чего в продаже имеются соответствующие ремкомплекты и смазки. Например, для закладывания непосредственно под манжеты и пыльники и смазывания поршней можно использовать красную смазку от Liqui Moly (артикул 7656).

 

А вот синяя смазка Liqui Moly (артикул 7585) не используется для суппортов, хотя на этикетке может быть написано обратное. Она предназначена для смазывания антискрипных пластин и обратной поверхности колодок, и служит для уменьшения шумов тормозной системы.

 

Цепи
Цепи — важный элемент конструкции байка и требуют периодической замены. Цепная передача намного капризнее кардана, всё обслуживание которого заключается в своевременной заливке нужного масла. Если не контролировать состояние цепи и не обслуживать её, она «украсит» лобовое стекло едущего сзади автомобиля, что обойдётся владельцу байка дороже, чем правильная смазка и регулярная замена.

 

По типу соединения звеньев цепи делятся на простые, бессальниковые и сальниковые.
Простые цепи стоят на старых или бюджетных мотоциклах, и ничего не мешает заменить их на сальниковые. Нужно только подобрать размер. Бессальниковые цепи отличаются тем, что в их в звеньях есть кольца-прокладки (o-ring, x-ring, w-ring), которые уменьшают попадание воды, песка и грязи и снижают вымывание смазки между трущимися металлическими элементами, продлевая срок службы цепи.

 

Размер цепи определяется такими параметрами, как шаг цепи, ширина и длина (не в сантиметрах, а в количестве звеньев).
Стандартные размеры можно найти в мануале к мотоциклу. Они должны совпадать с размером установленных звёзд, поэтому если звёзды не родные, то подбирать их нужно по размеру.
Обычно все маркировки нанесены на сами звёзды и звенья цепи. Например, в обозначении цепи 535*44 цифра 5 — это шаг цепи в долях дюйма, 35 — ширина, а 44 — количество звеньев.

 

Периодичность замены цепи зависит от нагруженности и может составлять от 10 до 40 тысяч километров пробега. А вот смазка в обычных условиях нужна раз в 500 километров. Замену узла лучше делать комплектом — звёздочки и цепь, так, во-первых, проще собирать комплект по размеру, а, во-вторых, так цепь будет меньше изнашиваться, то есть старые звёзды не будут портить новую цепь.
Известные производители качественных цепей — EK, RK, DID. Популярные производители звёзд — такие бренды, как JT, PBR, Esjot, AFAM.

Например, в нашем каталоге:

Звезда задняя (ведомая) стальная 520, AFAM (артикул 1420350)

Звезда передняя (ведущая) JT SPROCKETS (артикул JTF43214SC)

Аккумулятор
Запуск мотоцикла происходит с помощью электростартера или кик-стартера (лапки). Кик-стартер стоит на отечественных мотоциклах, старых импортных, на эндуро и кроссовых байках, причём у двух последних он может дублировать электрику для большей надёжности на бездорожье.

 

Электростартеру нужен аккумулятор с жидким или с абсорбированным электролитом (AGM). Обычно мы рекомендуем владельцам мотоциклов аккумуляторы AGM. Они простые в эксплуатации, неприхотливые и долговечные, могут прослужить до 10 лет, не доставляя хлопот.

О том, какие аккумуляторы бывают, читайте в нашей статье. Читать →

Байку средних размеров требуется аккумулятор ёмкостью 12-14 Ач. При объёме двигателя более 900сс может потребовать 20Ач. Бортовое напряжение сети у большинства
мотоциклов — 12В. Размеры определяются по старой батарее или по мануалу. Полярность определяется так: если плюс слева, значит, это прямая полярность, если плюс справа — обратная.
Известные и хорошие производители аккумуляторов — Varta, Delta, Exide, Bosch, Yuasa.

 

Фары
В фаре мотоцикла есть габаритная лампочка, ближний и дальний. В фонаре также габарит и стоп. Поворотники вынесены отдельно спереди и сзади. Цоколи могут быть совершенно разными — H4,H7, H8, H11, HS1, поэтому для каждого мотоцикла мы подбираем лампочки и фары индивидуально.
Основные и самые известные производители ламп — Osram и Philips.

 

Зажигание
Рассмотрим устройство системы зажигания на примере распространённой Хонды CB400N (данные взяты из мануала):

 

 

Чёрно-белая контурная схема мотоцикла, на которой указателями с цифрами обозначены элементы системы зажигания мотоцикла.

 

 

Расположение компонентов системы зажигания: 1 — индикатор положения боковой подставки,
2 — замок зажигания, 3 — выключатель двигателя, 4 — катушки зажигания,
5 — модуль зажигания, 6 — аккумуляторная батарея, 7 — выключатель подставки,
8 — выключатель запрещения запуска, 9 — прерыватель, 10 — свеча зажигания.

 

Система сделана таким образом, что мотоцикл не поедет с опущенной подножкой. Он будет глохнуть при включении передачи, несмотря на выжатое сцепление, а заведётся только на нейтрали.

 

Для обслуживания системы зажигания требуется в основном только замена катушек и свечей зажигания. Мы рекомендуем известных производителей — NGK, Denso, КТМ.

Например, в нашем каталоге:

Свеча зажигания KTM SPARK PLUG M12X1,25 NGK R (артикул LKAR9BI9)

Свеча зажигания KTM SPARK PLUG NGK BR8ECM (артикул 54331093410)

Свеча зажигания NGK CR9E (артикул 6263)

Свеча зажигания HONDA SPARK PLUG SILMAR8A9S (артикул 31909-MJP-G51)

Всё электрооборудование запитывает генератор. К современным относятся генераторы автомобильного типа, которые часто устанавливают на мощные мотоциклы, а также генераторы с маховиком-магнитом. Генераторы вырабатывают переменный ток, которые выпрямляет в постоянный реле-регулятор. На возрастных моделях он может капризничать и требовать замены в случае неполадок.

 

Контроль за напряжением осуществляется через блок предохранителей, которые подбирают по схеме на крышке блока.

 

Двигатель
Самый важный и самый дорогой в ремонте узел мотоцикла — это двигатель. Пробег до капитального ремонта может быть разным в зависимости от класса байка и нагруженности мотора.

 

На кроссовых мотоциклах замена колец или поршневой группы требуется после нескольких гонок, а на туристических и дорожных моделях пробег достигает 100 тысяч километров при бережной эксплуатации и качественном обслуживании.

 

Износ двигателя определяется по повышенному потреблению моторного масла, появлению дыма при повышенных оборотах, низкой или, наоборот, повышенной компрессии, расходу охлаждающей жидкости.

 

Запчасти, которые чаще всего требуются для ремонта двигателя — это комплект колец, шатунные и коренные вкладыши, поршни, прокладка ГБЦ — одна или несколько (их лучше менять, а не пытаться притереть старые), прокладки под боковые крышки сцепления и генератора, впускного и выпускного коллекторов, сальники. Помимо этого списка, иногда требует замены прокладки карбюраторов, помпы, масляного насоса, поддона.

 

Маслонасос приводится в действие цепью, либо звёздочками, которые имеют свой ресурс. Необходимость замены выдаёт характерный шум, доносящийся из недр силового агрегата. Однако изнашивается они довольно неохотно, и грохот, скорее всего, будет издавать другая цепь, та, с помощью которой распредвалы получают свой крутящий момент — цепь привода ГРМ. Её ресурс составляет от 20 до 40 тысяч километров. При её замене сразу меняют натяжитель и успокоители.

 

Сам масляный насос имеет крыльчатку, которая бывает надёжной металлической или пластиковой. Её меняют отдельно или в сборе с насосом, в зависимости от модели мотоцикла.

 

Топливная система
В топливной магистрали работает бензонасос высокого или низкого давления. Топливо очищает фильтр или простая металлическая сеточка. В первом случае для обслуживания требуется замена фильтра раз в 30 тысяч километров. Во втором случае, при том же пробеге нужна промывка.

 

Для ремонта карбюраторов предусмотрены ремонтные комплекты, состоящие из прокладок, поплавков, игольчатых клапанов, уплотнительных колец.

 

Простой подбор мотозапчастей

Заказать оригинальные запчасти и аналоги в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали для своего мотоцикла, а мы доставим их в любую точку России.

Перейти в каталог
Источник: AUTO3N

Отзывы

Написать отзыв