Вопрос: Как обслуживать бензиновую топливную систему и определить неисправность?
«Обслуживать топливную систему просто — нужно регулярно менять топливный фильтр по регламенту. А вот для того, чтобы продлить её ресурс, нужно буквально каждый день принимать правильные решения — заправляться качественным топливом, не ездить “на лампочке”, периодически промывать систему и добавлять в бак профилактические присадки. А если загорелся датчик ошибки, не ждать, что всё само пройдёт, а всё-таки доехать до сервиса. С учётом стоимости запчастей, небрежное отношение к машине сейчас может обойтись очень дорого»
Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N
Инжекторные системы с распределённой подачей топлива стали современным стандартом в автомобильной отрасли. В отличие от предыдущих систем — карбюраторных и с моновпрыском — форсунки в инжекторных системах стоят на каждом цилиндре. Электронный блок управления подаёт на них строго необходимое количество топлива, благодаря чему оно экономично и экологично расходуется.
В этой статье расскажем:
• Как устроены инжекторные топливные системы;
• Как и когда обслуживать топливную систему, что делать обязательно, а что по желанию;
• Какие признаки говорят о проблемах топливной системы;
• С какими неисправностями можно столкнуться чаще всего (и почему нельзя ездить «на лампочке»).
Устройство инжекторной топливной системы
Инжекторные топливные системы делятся на два типа: с принудительным впрыском топлива и с непосредственным.
Системы с принудительным впрыском топлива
Системы с принудительным впрыском топлива наиболее распространены. В них топливные форсунки расположены во впускном коллекторе. Топливо распыляется в коллектор, в нём смешивается с воздухом и затем подаётся в цилиндры.
Такая система состоит из топливного насоса низкого давления, который создаёт давление в среднем от 2,5 до 4 бар, топливного фильтра, топливной рампы, обратного клапана и форсунок.
Системы с непосредственным впрыском топлива
В отличие от систем с принудительным впрыском, в системах с непосредственным впрыском форсунки расположены в головке блока цилиндров. Они под большим давлением распыляют топливо непосредственно в камеру сгорания в цилиндре, а не во впускной коллектор. Такие системы более экономичны и экологичны, но также более требовательны к качеству бензина.
На современных дизельных двигателях используются системы с непосредственным впрыском топлива — CommonRail. Об особенностях их работы, обслуживания и ремонта читайте в нашей статье. Читать →
В такой системе помимо топливного насоса низкого давления, расположенного в баке, используется топливный насос высокого давления (ТНВД), который расположен под капотом. Топливный насос низкого давления выполняет функцию подачи топлива до ТНВД, а уже ТНВД подаёт топливо на форсунки под давлением порядка 155 бар. Форсунки также отличаются от тех, что стоят в системах с принудительным впрыском, и больше похожи на те, что стоят в дизельных системах CommonRail.
Обслуживание топливной системы
Обязательное обслуживание
В обязательное обслуживание топливной системы входит, по сути, только регулярная замена топливных фильтров. Периодичность замены варьируется от 30 до 60 тысяч километров пробега в зависимости от рекомендаций конкретного автопроизводителя.
Если фильтры вовремя не менять, в камеру сгорания будет попадать недостаточно топлива, что в лучшем случае приведёт к потере тяги, а в худшем — машина перестанет заводиться.
Купить топливные фильтры можно в разделе Фильтры каталога AUTO3N.
Профилактическое обслуживание
Топливную систему можно периодически промывать — для профилактики или после заправки некачественным топливом, а также добавлять в неё универсальные профилактические присадки.
Промывка
Промывать систему можно в сервисе или самостоятельно. В сервисе промывают форсунки без снятия. Мастер отключает топливный насос, подключает к форсункам специальную станцию, которая создаёт давление 2,5-4 бар, и подаёт промывочную жидкость. Для двигателей объёмом до 2,5 литров достаточно одного литра промывочной жидкости. Для двигателей большего объёма необходимо 2 литра.
Такая процедура позволяет продлить ресурс форсунок или тщательно промыть топливную систему, если некоторое время приходилось заправляться на заправках с некачественным бензином. Но у неё есть нюанс. Мы рекомендуем проводить её вместе с заменой свечей зажигания. Дело в том, что промывочные жидкости довольно агрессивны. Если свечи новые, то промывка, скорее всего, не нанесёт им большого вреда, а если старые, то жидкость их добьёт.
Купить промывки для бензиновой топливной системы можно в разделе Автохимия → Присадки и промывки каталога AUTO3N.
Самостоятельно промыть топливную систему можно с помощью присадок, которые просто заливают в топливный бак. Они смешиваются с топливом и очищают систему без подключения к дополнительному оборудованию. Присадки неагрессивны, и необходимости менять одновременно свечи нет.
«Вообще, для бензиновой топливной системы существует большое количество различных присадок. Самые популярные, это октан-корректоры и октан-бустеры, которые повышают октановое число бензина, промывки, очистители и осушители топлива, которые можно применять разово после заправки некачественным бензином, и универсальные профилактические присадки, которые можно заливать при каждой заправке. Единственное, чего не стоит ожидать от присадок, это вау-эффекта. Если что-то в системе сломано, никакая разрекламированная суперприсадка это не починит. Но профилактический эффект хорошие брендовые присадки действительно оказывают» — Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N.
Купить присадки для бензиновой топливной системы можно в разделе Автохимия → Присадки и промывки каталога AUTO3N.
Неисправности топливной системы
Признаки
О том, что с топливной системой есть проблемы, водитель может понять следующим образом:
• на приборной панели загорелся датчик ошибки;
• ощутимо теряется тяга при движении, как будто машину кто-то держит за хвост;
• двигатель не запускается совсем или запускается через раз.
Распространённые неисправности
Если на приборной панели загорелся датчик ошибки, рекомендуем обратиться в сервис, где специалисты проведут проверку машины с помощью диагностического оборудования. Ошибка может поступать с одного из многочисленных датчиков топливной системы — лямбда-зонда, датчиков положения коленвала, массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, датчика детонации, температуры охлаждающей жидкости, датчика кислорода или давления воздуха во впускном коллекторе.
Результаты диагностики могут показать, например, что идёт некорректный впрыск топлива, подаётся недостаточно обогащённая топливовоздушная смесь, есть проблемы с электрической цепью, либо лямбда-зонды могут ругаться на некачественное топливо.
К механическим неисправностям можно отнести следующие.
Выход из строя топливного насоса. Если он сломался, придётся менять его полностью. Для большинства машин топливный насос продаётся в сборе, починить отдельные узлы, как правило, нельзя.
«Любителям ездить на лампочке следует помнить, что когда в баке мало бензина, топливный насос перегревается и может быстро выйти из строя. Он охлаждается за счёт бензина, и если регулярно экономить на заправке, то рано или поздно придётся платить за ремонт насоса. А это гораздо, гораздо дороже» — Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N.
Если насос при проверке работает, но на нём нет питания, скорее всего, перебился какой-то из ведущих к нему проводов. А если не хватает давления, может быть, в насосе забился фильтр.
Выход из строя топливного фильтра. Мы говорили выше о том, что если фильтр не заменить вовремя, он забивается и приводит к другим проблемам с автомобилем.
Выход из строя обратного клапана. Это механическая поломка, которая приводит к тому, что обратный клапан не держит давление и топливо уходит в обратную магистраль вместо того, чтобы подаваться в камеру сгорания. Обратный клапан чаще всего меняют.
Выход из строя форсунок. Основная причина поломки форсунок — некачественное топливо, точнее — вода и примеси, которые в нём содержатся. В системе с принудительным впрыском форсунки не ремонтируют, а меняют. Они не очень дорогие и ремонтировать их чаще всего нет смысла. В системе с непосредственным впрыском форсунки дорогие и их по возможности стараются ремонтировать. Иногда на них можно заменить только распылитель, но точно может сказать только мастер, специализирующийся на топливных системах.
Для диагностики форсунок необходимо снять топливную рампу, установить форсунки на стенд, подключить их и подать специальную жидкость под давлением. На стенде можно увидеть, правильно ли каждая форсунка распыляет топливо. Если поставить на стенд все форсунки (четыре для 4-цилиндрового двигателя) с мерными колбами, можно увидеть, равномерное или количество топлива распыляет каждая из форсунок.
«В некоторых сервисах пробуют почистить форсунку в ультразвуковой ванне на ремонтном стенде. В неё заливают специальный раствор, в который погружают форсунки, и включают ультразвук. Процедура чистки длится около 20 минут. Проблема в том, ультразвуковая чистка иногда может добить совсем форсунку, поэтому такая процедура применяется нечасто» — Владислав Мищенко, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N.
Простой подбор запчастей для топливных систем
Купить запчасти для топливных систем в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске топливные фильтры, форсунки, насосы и другие узлы системы подачи топлива, а мы доставим их в любую точку России.
Перейти в каталог