Москва
Делегированный вход
Менеджер:

Клиент:
Контракт клиента для работы не установлен
Закончить работу

Гайд по автомобильным лампам

0 / 5
Написать отзыв

Перегорела лампочка в фаре? Вместе с нашим экспертом, Даниилом Асмандияровым, менеджером торговой сети AUTO3N в Челябинске, подробно расскажем, как выбрать и купить автолампу, которая точно подойдёт вашему автомобилю.


В этой статье мы:

  • Разбираемся во внешних световых приборах: расположение, цвет, тип источника.
  • Перечисляем основные характеристики ламп: рабочее напряжение, мощность, светосила и другие.
  • Напоминаем, почему при выборе автоламп надо следовать требованиям законодательства и автопроизводителей.

Внешние световые приборы легкового автомобиля

По российскому законодательству, чтобы легально ездить по дорогам общего пользования, на всех легковых автомобилях должны быть установлены и исправно работать следующие внешние световые приборы:

  • габаритные огни — передние и задние;
  • ближний свет;
  • дальний свет;
  • стоп-сигналы;
  • поворотники;
  • задние противотуманные фары.

Также на автомобиле могут быть установлены передние противотуманные фары и дневные ходовые огни (ДХО). И те, и другие не являются обязательным оборудованием с точки зрения российского законодательства, но так как на большинстве современных автомобилей они чаще всего есть, мы о них обязательно расскажем.

В Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ниже мы дадим на него ссылку) сказано, что передние противотуманные фары являются дополнительным оборудованием, которое может устанавливаться по усмотрению автопроизводителя. То есть, машину в России можно эксплуатировать и без них.
С дневными ходовыми огнями (ДХО) похожая история. Закон требует, чтобы в светлое время суток были включены «либо ДХО, либо фары ближнего света, либо противотуманные фары». Однако ДХО могут заменяться ближним светом фар в случае их отсутствия. То есть ближний свет обязателен всегда, а ДХО — только если есть.

Цветовая кодировка световых приборов

Световые приборы могут быть только строго определённого цвета.

  • Передние и задние габариты. Обозначают другим водителям габариты и расстояние до машины. Передние габариты могут быть только белые, задние — только красные. Другие в России запрещены.
  • Ближний свет. Основные фары для освещения дороги, которые должны быть включены и днём, и ночью. Должны излучать только белый или желтый свет.
  • Дальний свет. Дополнительные фары для освещения дороги на дальние расстояния. Должен быть белого цвета. Использование других цветов для дальнего света запрещено.
  • Задние стоп-сигналы. Предупреждают водителей сзади, что автомобиль тормозит или стоит. Должны быть только красного цвета.
  • Боковые поворотники. Позволяют другим участникам движения понять, когда водитель собирается повернуть или сменить полосу движения (если только это не водитель BMW). Должны быть желтого или оранжевого цвета.
  • Задние и передние противотуманные фары. Повышают видимость автомобиля в условиях тумана. В передних противотуманных фарах разрешены белый или желтый цвета. Задние противотуманные фары могут быть только красного цвета.
  • ДХО. Помогают обозначить на дороге движущееся транспортное средство в светлое время суток. Должны быть белого цвета. Во многих современных авто ДХО и передние габаритные огни объединены, просто в режиме габаритов светодиоды горят менее ярко.

Светоотражатели фар также должны соответствовать указанным цветам. Если после тонировки фары пленкой, лаком или другими красителями, она изменила свет излучения, то такая тонировка считается нарушением правил ПДД и запрещена.

О том, как устроены автомобильные фары, писали в отдельной статье.
Читать →


Типы источников света автомобиля

Изображение с сайта www.lynxauto.ru

Галогеновые (галогенные) лампы

Маркировка: НR, НC, НCR, где Н — значит «галогеновая», R — лампы дальнего света, С — ближнего света, CR — двухрежимные лампы ближнего и дальнего света. После буквы Н чаще всего стоят цифры, позволяющие отличить разные лампы друг от друга, например, H1, H4, H7.

Галогеновые лампы ещё используются в современных автомобилях, но по характеристикам уже проигрывают более современными технологиям, поэтому устанавливаются, как правило, в базовые комплектации или на бюджетные модели.

Например, Lada Granta, Renault Logan, Kia Rio или Hyundai Solaris в базовых комплектациях чаще всего оснащены именно галогенками.

Ксеноновые лампы

Маркировка: DR, DC, DCR, где D — значит «ксеноновая», R — лампы дальнего света, С — ближнего света, CR — двухрежимные лампы ближнего и дальнего света. После буквы D также, как правило, стоят цифры, например, D1CR, D2CR.

Ксеноновые лампы часто используются в современных автомобилях с проекционными и прожекторными фарами, поэтому в маркировке могут стоять буквы S или R. Маркировка S (sealed beam) указывает на то, что лампа предназначена для использования в линзованных фарах, где световой поток направляется через специальную линзу для формирования правильного светового пучка. Маркировка R (reflector) подразумевает использование в фарах с отражателем, где свет формируется за счет отражающей поверхности внутри фары.

Например, BMW 5 серии, Audi A4, Mercedes-Benz C-класса, Lexus RX или Volkswagen Golf чаще всего оснащены именно ксеноном.

Светодиодные лампы

Маркировка: LED. Светодиодные лампы часто используют обозначения, аналогичные галогеновым и ксеноновым лампам, но с добавлением LED в названии. Например: H4 LED, H7 LED, H11 LED.

Именно светодиоды постепенно вытесняют галогенные лампы. Они значительно более устойчивы к вибрациям и перегреву, а кроме того, доступны по цене, что делает их отличным выбором для автомобильного освещения.

Например, Kia Rio, Toyota Camry, Audi A6, Mercedes-Benz E-класса и Tesla Model 3 оснащены светодиодными фарами.

Лазерные диоды

В 2014 году BMW впервые представила на гибридном спортивном автомобиле BMW i8 свою новейшую разработку — лазерные фары. В них используются не лампы, а лазерные диоды. Они направляются на люминесцентный материал, обычно фосфор, что создает яркий белый свет.

Специфической маркировки для лазерных диодов, аналогичной маркировке галогеновых или ксеноновых ламп, пока не существует. Лазерные фары обозначаются в технической документации производителя и часто комбинируются с другими источниками света, чаще со светодиодами.

Например, BMW 8 серии и iX, а также модели Audi, начиная с R8 LMX, оснащены лазерными фарами.

Матричные светодиоды

Матричные светодиоды начали появляться в автомобилях около 2013 года. Первопроходцем в использовании этой технологии была компания Audi с их системой Matrix LED. Матричные фары состоят из множества светодиодов, которые управляются индивидуально для создания оптимального освещения дороги. Каждый светодиод может быть включен или выключен в зависимости от условий, что позволяет избежать ослепления встречных водителей, сохраняя при этом максимальную освещенность.

Как и с лазерными фарами, для светодиодов в матричных фарах специфической маркировки, аналогичной галогеновым или ксеноновым лампам, нет. Светодиоды классифицируются и обозначаются в зависимости от их функций и типов, но такой стандартизированной маркировки, как "HR" или "D1S", у них нет.

Например, Audi A8, BMW 7 серии (опционально), Mercedes-Benz E-класс (в верхних комплектациях), Porsche Panamera, Lexus RX (в некоторых конфигурациях) оснащены матричными светодиодами.

Основные характеристики ламп

Рабочее напряжение

Рабочее напряжение — это ключевой параметр, который должен соответствовать напряжению бортовой сети автомобиля. Для легковых автомобилей это обычно 12 В, для грузовиков — 24 В. Несмотря на то, что лампа может работать в диапазоне напряжений, отклонения от номинального значения могут привести к снижению яркости или сократить срок службы лампы. Из-за этого, кстати, стабильность напряжения в бортовой сети критически важна для надежной работы освещения.

Интересно, что до начала 1960-х годов в автомобильных фарах использовали лампы напряжением 6 В.

Мощность

Мощность лампы указывается в ваттах, например, 21W, а для двухрежимных ламп указывают двойные значения, например, P21/5W, что означает мощность дальнего / ближнего света. Мощность определяет количество электричества, которое потребляет лампа. Каждая лампа имеет строго заданную мощность, соответствующую требованиям Техрегламента. Например, стандартное значение для галогеновых ламп ближнего света составляет 55 Вт, а для ксеноновых — 25-35 Вт. Светодиоды, как правило, потребляют ещё меньше энергии.

В Техрегламенте мощность ламп не указана напрямую в виде конкретных значений в ваттах. Однако требования к световым приборам и лампам, которые должны соответствовать стандартам безопасности, указаны в нескольких разделах, включая разделы, которые касаются требований к световому оборудованию. Важные аспекты, такие как световой поток, распределение света и требования к ослепляющему действию, регулируются нормами ЕЭК ООН, на которые ссылается ТР ТС 018/2011. Например, мощность ламп регулируется стандартами ЕЭК ООН № 37 (для ламп накаливания) и ЕЭК ООН № 99 (для газоразрядных источников света). Таким образом, хотя в самом Техрегламенте мощность не прописана напрямую, она должна соответствовать стандартам ЕЭК ООН, на которые ссылается этот документ.

Светосила (световой поток)

Светосила измеряется в люменах (лм) и обозначает количество света, которое излучает лампа. Чем выше светосила, тем ярче свет. При этом, светосила не всегда пропорциональна потребляемой мощности. Например, 35-ваттные ксеноновые лампы могут выдавать больше света, чем 55-ваттные галогеновые. Кроме того, конструктивные особенности ламп могут влиять на их светосилу, даже если мощность одинаковая.

Цветовая температура

Цветовая температура измеряется в кельвинах (К) и определяет оттенок света лампы. Галогеновые лампы имеют цветовую температуру около 3000–3200 К, что придает свету желтоватый оттенок. Ксеноновые лампы могут иметь цветовую температуру от 4000 до 5500 К, давая более белый свет. Светодиоды обычно имеют цветовую температуру около 5000 К, что близко к естественному солнечному свету. Выбор цветовой температуры влияет на освещение и комфорт при вождении, особенно в условиях плохой видимости.

Форма и тип цоколя

Цоколи автомобильных ламп стандартизированы, что упрощает их замену. Код детали можно найти в руководстве пользователя или в онлайн-каталогах.

  • P — штифтовые патроны, используемые в большинстве ламп (например, PY21W).
  • T — штифтовые патроны меньшего диаметра.
  • C — лампы в виде трубки с двумя цоколями.
  • W — лампы без металлического цоколя, с контактами, выступающими из колбы.

Цвет лампы

Обозначение Y указывает на цветную колбу. Например, PY21W — желтая лампа для поворотников. Прозрачные лампы не имеют второй буквы в коде, как, например, лампа с маркировкой P21W.


Рекомендации при выборе ламп

Соответствие нормам законодательства

При замене ламп нужно соответствовать требованиям российского законодательства и ставить только те лампы, которые были предусмотрены автопроизводителем.

Требования к фарам и источникам света регулируется в России тремя основными документами:

Автопроизводители, которые хотят продавать свои автомобили на территории России, обязаны соблюдать эти нормы. Водители, которые хотят ездить без штрафов за неправильное освещение, тоже.

Попытки самостоятельно улучшить фары, заменив стандартные лампы на другие типы, могут привести к проблемам. Использование ламп, не предусмотренных конструкцией фары, считается нарушением правил дорожного движения и приводит к административной ответственности и штрафу.

О том, как заменить штатные галогеновые лампы на ксеноновые или светодиодные, и не получить штраф ГИБДД писали в отдельной статье.
Читать →

Соответствие требованиям автопроизводителя

Не стоит устанавливать лампы нерекомендованной автопроизводителем мощности или формы, это может привести к целому ряду проблем.

  • Свет может неправильно отражаться и рассеиваться, и ослеплять водителей встречных автомобилей и автомобилей, движущихся по соседним полосам.
  • Может существенно ухудшиться освещение участков дороги, что небезопасно при езде в тёмное время суток.
  • Неправильная лампа может спровоцировать появление неисправностей в системе освещения.
  • Замена на лампы с большей мощностью может перегружать электрическую систему автомобиля и повреждать фары, даже если они продаются как «улучшенные».

Чтобы не было проблем с установкой, следует всегда выбирать лампы с точно таким же цоколем, что и у штатных.

Обращаем внимание, что за установку ламп, не соответствующих спецификациям, производитель может снять машину с гарантии Например, если установка такой лампы приведет к повреждениям электрической системы или других компонентов автомобиля, могут отказать в гарантийном обслуживании. Это связано с тем, что такие модификации могут нарушить работу автомобиля и привести к неисправностям, не предусмотренным заводскими условиями эксплуатации.

О том, когда появились и как развивались автомобильные фары, писали в отдельной статье. Читать →

Простой подбор автоламп

Купить лампочку в фару в AUTO3N можно в два клика. Подберите в нашем онлайн-каталоге автолампы по производителю, типу источника света, напряжению или мощности, а мы доставим заказ в любую точку России.

В каталог
Источник: AUTO3N

Отзывы