Москва
Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.

 

Вопрос: Как обслуживать и эксплуатировать АКПП?

«Вообще-то автоматические коробки — одни из самых надёжных после механических, но одна фраза из сервисной книги, что трансмиссионная жидкость заливается на весь срок эксплуатации, испортила жизнь очень многим российским автовладельцам. Она как будто бы разрешает не обслуживать коробку. Но это прямая дорога к её поломке и дорогостоящему ремонту. Обслуживать АКПП необходимо, причём гораздо раньше, чем на 100 тысячах километров»


Алексей Панкратов, менеджер по продажам торговой сети AUTO3N

 

Машины с автоматическими коробками передач удобны и поэтому популярны среди водителей, но не все знают о нюансах эксплуатации.

 

В этой статье расскажем, как обычно отвечаем на вопросы покупателей:

• Как устроена автоматическая коробка передач;

• Насколько надёжные АКПП;

• Как правильно обслуживать автоматические коробки и когда менять трансмиссионную жидкость, чтобы коробка надёжно прослужила долгие годы;

• Что может означать некорректная работа коробки и к каким последствиям ведёт её перегрев.

Устройство АКПП

 

Автоматическая коробка передач состоит из трёх основных механизмов: гидротрансформатора, планетарных редукторов и электронно-гидравлической системы управления.

 

Гидротрансформатор за счёт рециркуляции трансмиссионной жидкости передаёт крутящий момент от ведущего вала двигателя на планетарные редукторы АКПП без создания жёсткой связи между ведущим и ведомым валом. Такая конструкция позволяет передавать вращение от одной оси к другой плавно, равномерно, без рывков и толчков.

 

Планетарные редукторы — это конструкция из шестерёнок и других деталей, которая приводится в движение зубчатой передачей. Планетарные редукторы обеспечивают три передачи для движения вперёд — понижающую, прямую и повышающую — и передачу заднего хода. Чтобы оптимально использовать крутящий момент двигателя, соединяют два или три планетарных механизма и получают большее количество передач. Например, современные АКПП могут иметь до восьми передач. Электронно-гидравлическая система управляет работой всей трансмиссии, используя данные о скорости движения автомобиля и нагрузке на двигатель, которые предаются в блок управления с целого набора электронных датчиков. Например, с датчика частоты вращения на входе и на выходе коробки передач, с датчика температуры рабочей жидкости, а также с датчиков положения рычага селектора и педали акселератора. Кроме того, система управления трансмиссией получает и учитывает информацию от блока управления двигателем, системы ABS и других электронных систем автомобиля.

 

Раньше системы управления были чисто гидравлическими, без электроники. Сейчас такие АКПП можно встретить на устаревших или бюджетных моделях. Добавление электронного блока позволило значительно расширить возможности коробки. Например, теперь АКПП может работать в разных режимах: Спорт, Экономичный или Зимний. Коробки с электронным блоком могут «самообучаться» — то есть подстраиваться под индивидуальный стиль вождения владельца машины. А ещё они запоминают коды неисправностей, контролируют износ фрикционных дисков, температуру трансмиссионной жидкости и вносят необходимые корректировки в работу гидротрансформатора и соленоидов, ответственных за переключение передач.

О том, как устроены роботизированные коробки передач, читайте в нашей статье. Читать →

О том, как устроены вариаторы, читайте в другой нашей статье. Читать →

Надёжность АКПП

 

Из всех видов автоматических коробок передач классическая гидравлическая коробка считается самой надёжной и совершенной конструкцией. Но есть нюансы. С одной стороны, АКПП служит долго, только когда владелец регулярно и правильно её обслуживает (об этом мы расскажем чуть ниже). С другой, производители периодически экспериментируют с конструкцией — стараются усовершенствовать её, сделать меньше, легче или дешевле. Только вот первые поколения модифицированных коробок обычно страдают всеми детскими болезнями.

 

Например, General Motors выпустили в своё время линейку шестиступенчатых переднеприводных автоматических трансмиссий 6Т30, 6Т40, 6Т45 (6Т30 впервые установили в 2007 году). Владельцы машин, которым досталось первое поколение этих коробок, намучились знатно. Они частенько приезжали на ремонт уже через 25-30 тысяч километров пробега. Со временем конструкцию трансмиссии доработали, и новые поколения, к счастью, служат намного дольше.

 

Проблемы были у ряда моделей SsangYong, на которых стояли трансмиссии австралийской компании Drivetrain Systems International (также известной как BorgWarner Australia, BTR, ION). Машины могли проехать 30-50 тысяч километров до первого ремонта трансмиссии, а могли 10. В некоторых сервисах после ремонта даже не давали гарантию, потому что никто не знал, что ещё может сломаться в этой коробке.

 

Чтобы не стать жертвой экспериментов производителей, рекомендуем перед покупкой машины почитать в интернете отзывы владельцев, сообщения о ремонтах, проблемах, особенностях обслуживания. Также можно подъехать в любой профильный сервис по ремонту трансмиссий и поговорить с мастерами.

«Когда я работал в сервисе по ремонту АКПП, люди часто приезжали к нам просто посоветоваться. Мол, хочу купить машину, расскажите, как там коробка — ходит, не ходит? Когда приехать на первую замену масла? А если куплю бэушную, что делать? Сразу приехать на диагностику или нет? Мы спокойно делились всем, что знали. Если коробки были проблемными как GM, например, так и говорили» — Алексей Панкратов, менеджер по продажам AUTO3N.

Обслуживание АКПП

 

Вопрос о том, как обслуживать автоматическую трансмиссию вызывает больше всего споров среди наших клиентов. Нам приносят руководства по обслуживанию и говорят: «Ну вот же, смотрите, тут написано “заливается на весь срок службы автомобиля”». Мы считаем, что это одна из самых вредных, ну или как минимум одна из самых противоречивых фраз автопроизводителей.

 

Дело в том, что автопроизводитель ограничивает срок эксплуатации 100-150 тысячами километров пробега или 5-6 годами (точные цифры обычно указаны в инструкции по эксплуатации). То есть он считает, что проехав 100-150 тысяч километров, автомобиль окажется на свалке или будет утилизирован. Конечно, в этом случае трансмиссионную жидкость можно не менять. Можно вообще ничего с автомобилем не делать. Купил, поездил, выкинул, купил новый. Только в нашей реальности это так не работает, автомобили после 5-6 лет не выкидывают. Они или дольше находятся во владении у одного человека, или их перепродают.

 

При этом на 100 тысячах километров трансмиссионная жидкость становится уже достаточно грязной и теряет свои свойства. Поэтому, если нет желания продавать машину через 5 лет и покупать новую, то заменить трансмиссионное масло необходимо на пробеге до 100 тысяч километров. А тем, кто покупает машину с рук, советуем предварительно продиагностировать состояние жидкости и коробки. Если владелец не обслуживал трансмиссию, можно смело требовать скидку, так как с высокой вероятностью с ней возникнет много проблем.

 

Как правильно обслуживать АКПП
Чтобы надолго продлить ресурс автоматической коробки, мы рекомендуем регулярно проводить полную или частичную замену трансмиссионной жидкости.

 

Полная замена — аппаратная, то есть к коробке подключается специальное устройство, которое насосом выкачивает старую жидкость и полностью меняет её на новую. Мы рекомендуем делать полную замену через каждые 60 тысяч километров пробега.

 

При частичной замене старая жидкость просто сливается и заливается новая. Соотношение старой и новой жидкости в коробке получается примерно 50/50 или 40/60. Мы рекомендуем делать частичную замену через каждые 30 тысяч километров пробега.

«Корейские концерны Hyudai и Kia рекомендуют первую частичную замену трансмиссионной жидкости на 60 тысячах километров пробега. Одновременно они ограничивают срок эксплуатации автомобиля шестью годами» — Алексей Панкратов, менеджер по продажам AUTO3N.

При пробеге 80 тысяч километров ещё можно сделать полную замену жидкости. Просто следующую рекомендуем сделать не через 80, а через 60 тысяч километров, и дальше придерживаться регламента замены раз в 60 тысяч.

 

Если на пробеге 100 тысяч километров трансмиссионную жидкость ни разу не меняли, то мы рекомендуем делать только частичную замену. Полная замена может навредить коробке, так как в трансмиссионную жидкость попадает стружка и пыль, образующаяся от трения фрикционов, и этот осадок может забить мелкие каналы соленоидов и гидроблока. Если при частичной замене жидкость на вид будет чистой, можно сделать следующую полную замену через 30 тысяч километров и дальше придерживаться регламента замены раз в 60 тысяч.

 

 

 Снимок с экрана с разделом каталога интернет-магазина автозапчастей AUTO3N Трансмиссионная жидкость. В центре экрана четыре карточки товаров с трансмиссионным маслом. В левой части экрана меню с фильтрами, по которым можно отсортировать товар.
Купить трансмиссионные жидкости для автоматических коробок передач можно в
разделе Масла и технические жидкости нашего каталога.

 

 

Особенности эксплуатации АКПП

 

Некорректная работа коробки
Если коробка «пинается» между переключениями передач, появляются пробуксовки между передачами, или возникают любые другие отклонения от нормальной работы трансмиссии, мы настоятельно рекомендуем ехать на профильный сервис для диагностики. Пинки и толчки не всегда означают поломку коробки. Возможно, барахлит двигатель. Так как электронная система управления трансмиссией получает информацию и от двигателя тоже, его проблемы скажутся на работе коробки.

 

Электронная система управления также получает информацию о том, в каком состоянии находятся все 4 колеса. На некоторых современных автомобилях автоматическая трансмиссия уйдёт в аварийный режим и будет ехать на одной передаче, если одно из колёс нештатного диаметра. На таких автомобилях запаску можно устанавливать только определённого размера.

 

Перегрев коробки при неправильной пробуксовке
Современные автоматические коробки передач очень чувствительны к перегреву. Если машина застряла в бездорожье или в сугробе, и колёса пробуксовывают, нельзя пытаться выехать в режиме Драйв, это перегревает коробку и может вывести её из строя.

 

Если на трансмиссии есть ручной режим переключения передач, нужно переключиться на первую передачу и выезжать, не давая трансмиссии возможности повысить передачу. Если ручного режима нет, как, например, на внедорожниках с 4-ступенчатым автоматом, то выезжать нужно переключившись в режим L, то есть на пониженную передачу.

«На моей предыдущей работе был случай: внедорожник загорелся, когда водитель пытался выехать из грязи на Драйве с пробуксовкой. Он выжал газ в пол, трансмиссия думала, что машина куда-то едет и переключала передачи. В результате она так перегрелась, что загорелся защитный кожух» — Алексей Панкратов, менеджер по продажам AUTO3N.

Вообще, гонки, резкие старты и пробуксовки меньше сказываются на АКПП, чем на роботизированной коробке, но хорошо ей от такого стиля вождения тоже не будет. Во-первых, планетарные редукторы со временем будут разбиваться. Во-вторых, автоматические трансмиссии чувствительны к перегревам, как мы сказали выше, и любое повышение температуры пагубно влияет на АКПП.

 

 

Простой подбор запчастей

Купить запчасти и расходные материалы для обслуживания и ремонта трансмиссии в AUTO3N можно в два клика. Подберите в нашем онлайн-каталоге трансмиссионную жидкость, ремкомплекты или отдельные узлы трансмиссии, а мы доставим заказ в любую точку России.

Перейти в каталог

 

Источник:
Написать отзыв