Обычно для статей мы собираем вопросы покупателей о запчастях и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Но не в этот раз. Сегодня мы попросили Алексея Черненко, заместителя директора торговой сети AUTO3N, подвести итоги 2022 года и рассказать, каким видится 2023-й.
С конца февраля российский рынок покидают все иностранные производители. Те, у кого в России были заводы, продали их или ищут покупателей. Те, у кого заводов не было, остановили ввоз новых машин. Как это отразилось на рынке запчастей?
Вместе с уходом автопроизводителей возник дефицит оригинальных запчастей. Особенно остро он ощущался в первой половине года, когда ввозить запчасти напрямую стало уже невозможно, а новые логистические цепочки ещё не выстроили. В какой-то момент было вообще непонятно, удастся ли возобновить поставки и надолго ли хватит складских запасов, поэтому цены даже на самые простые расходники для ТО взлетели до небес — абсолютно все поставщики закладывали в стоимость запчастей риски будущих непоставок.
Затем логистику относительно наладили, цены перестали непрерывно расти, а зафиксировались примерно на одном уровне. Впрочем, они всё равно остались высокими — в стоимость запчастей теперь входит оплата перевозки через несколько промежуточных стран и посредников (то, что теперь называется «параллельный импорт»).
Удлинение маршрута, естественно, повлияло и на сроки поставки: товары, которые раньше приезжали за пару дней, теперь могут ехать месяц или два. И это касается только обычных расходников. Сроки поставки деталей для ремонта, которые и раньше приходилось до месяца и больше ждать под заказ, теперь практически невозможно спрогнозировать.
К сожалению, в этой ситуации в первую очередь пострадали владельцы гарантийных автомобилей. Для них обслуживание оригинальными запчастями у официального дилера — это обязательное условие сохранения гарантии, и они оказались вынуждены неделями ждать ТО и платить за него в несколько раз больше, не имея возможности купить неоригинальные запчасти.
В дефиците запчастей всех производителей?
Проблемы с поставками оригинальных запчастей серьёзно затронули европейские и японские бренды, такие как Audi, Volkswagen, Mercedes, Toyota. В меньшей степени это коснулось корейских брендов, потому что те не принимали решения об уходе до 4 квартала 2022-го.
На общем фоне даже китайские запчасти немного выросли в цене, хотя товарооборот с Китаем не останавливался. Повлияло ожидание вторичных санкций и связанные с этим риски, а также выпадение некоторых звеньев логистики из общей цепочки поставок.
Но самая серьёзная проблема, пожалуй, в сегменте грузовых запчастей, где вся отрасль находится под санкциями.
Можно ли сказать, что к декабрю поставки запчастей стабилизировались?
В целом, да, но мы видим довольно ощутимую разницу в стоимости и наличии деталей на старые и новые автомобили. Так, например, на автомобили до 3-х лет может быть достаточно сложно найти оригинальные запчасти, а вот для машин старше 3-5 лет предложений поставщиков будет уже гораздо больше.
Такой перекос получается, во-первых, из-за того, что детали более старых автомобилей используются не в одной-единственной модели, и поэтому на рынке их просто физически больше. Во-вторых, производители уже успели выпустить запчасти для послепродажного обслуживания под своим брендом и аналоги. В автомобилях же моложе 3-х лет чаще применяются новые технологические решения и материалы, которых не было на других моделях. А также у автоконцернов, как правило, есть договорённости с производителями деталей о том, что первые 2-3 года они выпускают запчасти только под брендом автоконцерна.
Найти неоригинальные запчасти сейчас так же сложно, как оригинальные?
Конечно, рынок запчастей для послепродажного обслуживания тоже пострадал. ОЕМ-запчасти и аналоги напрямую теперь тоже не ввезти. На цену и сроки поставки влияют абсолютно те же проблемы с логистикой.
Усложнившаяся логистика — единственное, что влияет на стоимость запчастей?
К сожалению, нет. Логистика — это только часть проблемы параллельного импорта. Другой фактор, который серьёзно влияет на стоимость запчастей, это невозможность продавцов перевыставить гарантийные обязательства на производителей в случае поломки или брака.
По российским законам гарантийное обслуживание — это обязанность продавца. Раньше, если у покупателя ломалась запчасть, он возвращал её продавцу по гарантии, а тот, в свою очередь, перевыставлял претензии производителю и компенсировал понесённые расходы. Теперь производители из этой схемы исключены, и продавцы вынуждены нести дополнительные риски, закладывая их в цену товара.
Все товарные категории подорожали одинаково или есть разница?
Сильнее всего подорожала электрика и электроника, а также всё, что связано с микрочипами. Подорожали кузовные детали — как правило, их ни у кого не было в наличии, всё привозили под заказ. Все стёкла стали дороже. В связи с этим, кстати, мы наблюдаем значительный рост рынка б/у запчастей, снова появляются «разборки».
Примечательно, что подорожали все автомасла, даже российского производства. Во-первых, у нас не так много своих заводов по переработке нефти, а, во-вторых, для изготовления масел нужны присадки, которые как раз все иностранного производства.
Делать прогнозы — неблагодарное занятие, но можно ли предположить, что будет с рынком в 2023 году?
Пока, кажется, в совсем тупиковой ситуации с поставками мы не окажемся. Ввозить запчасти может стать сложнее или дороже, но полной остановки мы не ожидаем.
К декабрю рынок в достаточной степени успокоился и стабилизировался. Главное, спала паника, которая толкала цены вверх и приводила к дефициту. Сейчас мы видим уже более осознанный, спокойный спрос со стороны покупателей — они больше не скупают товары, запасаясь впрок, а приходят в магазин, только когда им действительно что-то нужно. Поставщики в основном перестроились и организовали новые каналы доставки.
К сожалению, цены на все товары останутся высокими из-за особенностей параллельного импорта — ввоз через посредников и высоких рисков по гарантийным обязательствам. Но такого сильного колебания цен, как было в первой половине года, мы не предвидим, если только не случится новый шок, который также сильно потрясёт рынок.
Про себя можем сказать, что в целом AUTO3N чувствует себя достаточно уверенно. С весны мы практически каждый месяц открываем новые магазины: в апреле открылись в Новосибирске, Улан-Удэ и в Мытищах, в мае — в Шахтах и Магнитогорске, в июле в Нижнем Новгороде, а осенью магазины AUTO3N появились в Ступино, Туле, снова Улан-Удэ и в Волгограде. В следующем году мы не планируем останавливаться и постараемся охватить максимальное количество регионов и городов. Ну и также возможности позволяют нам доставлять товар любую точку страны благодаря собственной курьерской сети и сотрудничеству с транспортными компаниями. Так что пока можем сказать, что не оставим наших клиентов без запчастей в 2023-м.
Простой подбор автозапчастей
Заказать оригинальные запчасти и аналоги в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали для легкового или грузового транспорта, а мы доставим их в любую точку России.
Перейти в каталогИсточник:
AUTO3N