Мы собираем вопросы покупателей о запчастях и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Какими присадками действительно необходимо пользоваться, а какие можно не применять?
«Производители выпускают на рынок огромное количество присадок, но все их можно условно поделить на три типа: профилактические, улучшающие характеристики, восстанавливающие повреждения. Среди первых двух типов есть как очевидно полезные, так и нейтральные средства, применение которых не сделает автомобилю хуже. А вот применять присадки, у которых заявлены восстанавливающие свойства, нужно очень осознано. Чуда от них ждать не стоит — старая деталь в новую не превратится. А вот дотянуть до ближайшего сервиса такие средства помогут. Главное — ими не злоупотреблять»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Тема присадок неоднозначная и вызывает постоянные споры между автовладельцами. Одни считают, что присадки улучшают технические характеристики автомобиля и продлевают срок службы узлов. Для других польза и эффективность присадок далеко не так очевидна. Мы с Алексеем Черненко попытались разобраться, какие утверждения о присадках можно считать правдой, а какие — мифом.
Какие вообще бывают присадки
Присадки существуют для каждого узла автомобиля, в который можно что-то залить. Для двигателя есть моющие, противозадирные, противоизносные, вязкостно-загущающие, антипенные, антиокислительные, противокоррозийные присадки и присадки, снижающие трение. Для трансмиссии — противозадирные присадки, а также присадки, снижающие трение и шумы в коробке передач. Для системы рулевого управления существуют присадки, снижающие трение. В топливную систему льют промывочные присадки, присадки, повышающие октановое и цетановое число, а в дизельных двигателях применяют Антигели и размораживатели топлива.
Разнообразие большое, но что действительно надо заливать, а от чего можно отказаться, и можно ли, если дилеры рекомендуют заливать некоторые составы с самых первых дней владения автомобилем?
Чтобы ответить на эти вопросы, проведём аналогии с фармацевтикой. Так, например, в продаже есть лекарства. Их применяют для лечения определённых заболеваний, их эффективность доказана исследованиями, в инструкции по применению указаны рекомендации, противопоказания к применению, данные о совместимости с другими средствами и побочные эффекты. Есть БАДы, эффективность которых ничем не подтверждена, но их употребление, вероятно, не навредит. И есть в простонародье называемые «фуфломицины» — препараты, которые лучше б не применять, а сходить к нормальному врачу.
Так вот, присадки можно поделить на те же три категории: полезные, невредные и, условно говоря, сомнительные. Рассмотрим все три по очереди.
Из-за низких температур, ни один дизельный автомобиль в России не ездит зимой без Антигеля и размораживателя.
Какие присадки полезны
К полезным присадкам мы относим практически все топливные присадки. Одни присадки повышают октановое и цетановое число. Их заливают если не повезло заправиться некачественным топливом. То, что оно некачественное, сразу бывает понятно по поведению машины. Она начинает трястись, дёргаться при разгоне, в моторе слышны посторонние шумы, свидетельствующие о детонации, выхлоп окрашивается сажей и темнеет. Так вот, присадка позволяет топливу сгорать нормально, а мотору работать ровно. После поездки на плохом топливе желательно промыть всю систему моющими присадками.
Другой класс полезных топливных присадок предназначен специально для дизельных автомобилей. Во-первых, это присадки Антигель, которые не позволяют солярке замерзать при низких температурах и выделять парафин. Во-вторых, это размораживатели дизельного топлива, которые позволяют расплавить кристаллы парафина, если он таки образовался.
Если говорить о двигателе, то к полезным мы можем отнести моющие присадки — и мягкие, и быстрые пятиминутки. Другое дело, что сама по себе промывка двигателя — довольно спорная тема.
Мы писали большую статью о промывке двигателя и подробно разбирали, в каких случаях стоит это делать специальными средствами, а в каких можно обойтись простой заменой моторного масла. Читать →
Пример промывок, которые можно купить в AUTO3N. Фотографии всех средств в этой статье сделаны в одном из наших магазинов.
Какие присадки нейтральны
К нейтральным присадкам, которые не сделают автомобилю хуже, можно отнести противозадирные, противоизносные, вязкостно-загущающие, антипенные, антиокислительные, противокоррозийные присадки и присадки, снижающие трение, которые добавляют в моторные и трансмиссионные масла. Другой вопрос, зачем применять их отдельно, если можно залить современное синтетическое масло, которое уже содержит все необходимые компоненты?
Некоторые автовладельцы говорят нам, что так экономичнее — покупать менее дорогое масло и добавлять в него присадки самостоятельно. Мы не спорим, но хотим обратить внимание на то, что в готовых маслах все компоненты подобраны оптимальным образом и взаимодействуют друг с другом и с деталями узла наиболее эффективно.
Это — моторное масло с молибденом, который отлично снижает трение, образуя плотную плёнку на стенках и деталях двигателя. Но сам по себе молибден не растворяется в масле, поэтому если купить присадку с молибденом отдельно и залить её в двигатель с масляными каналами небольшого диаметра, они могут забиться осадком, что приведёт к масляному голоданию и выходу мотора из строя.
Другая категория — присадки, которые рекомендуют заливать с первых дней покупки автомобиля для профилактики, чтобы продлить ресурс работы узлов. Обычно на флаконах таких средств нет точного состава, не указано, в каких случаях их необходимо применять, какие противопоказания, с какими видами масел они работают.
При этом, если посчитать экономику, получатся неоднозначные результаты. Цены на такие присадки начинаются минимум от восьмисот рублей. Если заливать их при каждой замене масла, как обычно рекомендуется, а потом перемножить стоимость на количество лет владения автомобилем, выяснится, что сумма, потраченная на присадки до появления первой неисправности, равна стоимости ремонта этой неисправности.
Ну, то есть представим, что владелец заливает присадку от шумов в гидрокомпенсаторе, а через 100 000 км пробега шумы таки появляются. За эти 100 000 км владелец залил присадок на 10 000 рублей, а новый гидрокомпенсатор вместе с работами по замене стоит 8 000 рублей.
Невозможно сказать, что было бы, если бы присадку не заливали. Появились бы шумы через 50 000 км или всё так же через 100 000 км? Таких исследований, как правило, не проводят. В итоге решение о том, применять или не применять присадку, остаётся за автовладельцем. Хуже от её применения не будет. Но будет ли лучше — никто ответа не даст.
Это не относится к тем случаям, когда проблема с автомобилем выявлена и многократно задокументирована не связанными друг с другом сервисами. Например, недавно мы писали о, браке в полноприводых Kia и Hyundai, и как регулярное обслуживание может уберечь от дорогостоящего ремонта. Читать →
Какие присадки сомнительны или вовсе не полезны
Есть ряд присадок, с которыми водителям стоит быть осторожными, и чётко понимать, для чего их использовать. Это присадки, у которых заявлены «восстанавливающие» или «ремонтирующие» свойства. Мы рекомендуем пользоваться ими, только чтобы дотянуть до ближайшего сервиса.
Например, когда выхлоп стал сажевого цвета и явно заметен перерасход масла, это говорит о вероятных проблемах в двигателе. Конечно, можно залить присадку, очищающую выхлоп, но это как приложить подорожник к перелому — не то чтобы хуже не сделает, но лучше починить двигатель.
Ну или, например, перед тем, как заливать присадки вроде Стоп шум в гидрокомпенсатор, стоит съездить на сервис и убедиться, что с самим узлом всё в порядке. Тут, кстати, может выясниться, что шум в гидрокомпенсаторе — это особенность конструкции конкретного автомобиля и никакая присадка не поможет его устранить.
Или, например, присадки-герметики, которые устраняют течи насоса гидроусилителя и реек рулевого управления. Если эти узлы протекают, их необходимо отремонтировать, а герметик только лишь поможет доехать до сервиса.
В общем, не стоит надеяться, что состав, даже самый разрекламированный, каким-то чудесным образом восстановит деталь. Нет, к сожалению, пока это так не работает. Если деталь отработала и требует замены или ремонта, то лучше провести замену или ремонт, а не искать дешёвых чудодейственных средств.
Подведём итоги
Мы хотели бы надеяться, что каждый раз заливая присадку, владелец автомобиля чётко понимает, зачем она и зачем он это делает. Одно дело использовать в конкретных случаях присадки с понятными свойствами, как, например, Антигель. Другое дело, заливать «восстанавливающие» составы, и надеяться, что деталь, которая 5 лет была под постоянным давлением в агрессивной среде, каким-то чудесным образом вдруг станет как новенькая.
Профилактические составы владельцы могут применять на своё усмотрение. Тут главное — помнить, что одной профилактики недостаточно, она должна сочетаться с регулярным техническим обслуживанием и стандартными регламентными работами. Возвращаясь к нашей аналоги с фармацевтикой, одного приёма витаминов недостаточно, чтобы поддерживать хорошее здоровье. Требуется комплексный подход, включающий посещение специалистов.
Простой подбор присадок
Заказать присадки в AUTO3N можно в два клика. Выберите нужную присадку — в моторное, трансмиссионное или гидравлическое масло, в топливо или в антифриз, а мы доставим покупку в любую точку России.
Перейти в каталогИсточник:
AUTO3N