Москва
Делегированный вход
Менеджер:

Клиент:
Контракт клиента для работы не установлен
Закончить работу

Как устроен грузовой транспорт: обзорная статья для тех, кто им никогда не управлял

5 / 5
1 отзыв

 

Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с экспертами торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.

 

Вопрос: Расскажите про грузовой транспорт тем, кто им никогда не управлял и ничего про него не знает

 

«Коммерческий грузовой транспорт очень разный. Он варьируется от малотоннажников, которыми можно управлять, имея права категории В, до огромных монстров, чья масса может достигать и 100 тонн. Одни грузовики мы регулярно видим в городе. Они развозят по магазинам продукты и другие товары. Другие ездят только по трассам и осуществляют междугородние и международные перевозки. А какие-то грузовики мы даже не видим, они настолько большие, что им можно передвигаться по дорогам общего пользования с большими ограничениями. Но, безусловно, это целый мир, который живёт по своим правилам, и он невероятно интересный, если в него заглянуть»
Александр Порядочный, начальник управления торговой сети AUTO3N Южного федерального округа

 

 

Малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные — различаем грузовики по грузоподъёмности

 

Грузовой транспорт, как и легковой, принято делить на категории. Только в случае грузовиков, основной критерий их различия — это грузоподъёмность.

 

Малотоннажные грузовики — это автомобили с максимальной массой не более 3,5 тонн, способные перевозить до 2,5 тонн груза. Примечательно, что для управления ими подойдут права категории В. Самые популярные малотоннажники в России производства ГАЗ и УАЗ. Также в лидерах Ford Tansit, довольно популярны модели Mercedes и Volkswagen. Они манёвренны, развивают неплохую скорость и могут ездить по любым дорогам, как городе, так и за городом.

 

Среднетоннажные грузовики — это автомобили, масса которых не превышает 12 тонн, а грузоподъёмность варьируется от 2,5 до 8 тонн (иногда категорию сужают до 2,5-5 тонн). На российских дорогах лидируют среднетоннажники Валдай, производства ГАЗ, но не меньшей популярностью пользуются модели от Hyundai, Isuzu, Volkswagen и, конечно, MAN. Этот класс грузовиков популярен у бизнеса, так как, с одной стороны, может перевозить достаточно большой груз, а, с другой, не попадает под ограничения и может ездить по городу и трассе.

 

Крупнотоннажные грузовики — автомобили с полной массой более 12 тонн и грузоподъёмностью свыше 8 тонн. К этому классу относятся наиболее распространённые в грузоперевозках 10- и 20-тонники. Одна из самых популярных модификаций этих грузовиков — седельные тягачи, которые сами по себе, в общем-то, не являются транспортной единицей, зато с прицепом могут перевозить практически любые виды грузов, в том числе жидкие и сыпучие. Именно крупнотоннажные грузовики чаще всего встречаются на междугородних и международных трассах, отдельно или в составе автопоездов. В этом классе широко представлены иностранные автопроизводители. Из импортных большой популярностью пользуются грузовики MAN, Mercedes, Volvo, Scania и Daf чуть меньшей — Foton, Renault и Iveco. Впрочем, КамАЗов и МАЗов также, безусловно, много.

 

Отдельно стоит сказать о сверхтяжёлых грузовиках с особо крупной грузоподъёмностью. Это специфичный автотранспорт, которому по нормативам российского законодательства практически полностью запрещено движение по дорогам общего пользования в том числе по трассам. Такие грузовики не проходят по нагрузке на дорожное полотно, да и вообще — слишком большие, чтобы проезжать под мостами и эстакадами, а, тем более, по ним. Тем не менее даже их иногда можно увидеть на трассе, перевозящими различные конструкции, например, бетонные трубы или балки для мостов.

 

Как устроены грузовики — сходства и различия с легковушками

 

Малотоннажные грузовики — похожи на легковые автомобили, но с увеличенным ресурсом узлов

 

По своему устройству, малотоннажные грузовики мало чем отличаются от легковой машины, но для увеличения грузоподъёмности используется подвеска рессорного типа, где рессоры, как правило, стоят на задней балке. Рессоры — простая, недорогая и очень практичная конструкция, которая позволяет обеспечить грузовику плавность движения, и снизить нагрузку на трансмиссию.

 

Двигатели в малотоннажниках, как правило, не очень мощные — от 2 до 3 литров. При этом в наших Газелях установлены в основном бензиновые или газовые двигатели, а в зарубежных грузовиках, например, в Ford Transit, — дизельные с турбонагнетателем.

 

У нас есть отдельная статья про бензиновые и дизельные двигатели, в которой мы объясняем, почему последние пользуются такой популярностью в Европе. Читать →

 

Регламент обслуживания этого класса грузовиков очень похож на регламент обслуживания легковых машин. У них примерно такой же интервал замены технических жидкостей и такая же изнашиваемость всех расходных материалов. Просто заменять всё приходится чаще из-за большого пробега и повышенной нагрузки на узлы.

 

Среднетоннажные грузовики — пневматические тормоза и элементы пневмоподвеки

 

Конструкция среднетоннажного транспорта сложнее, чем малотоннажного. На этом классе грузовиков стоят уже пневматические, а не гидравлические тормоза. Они используются из-за большой длины грузовиков, так как невозможно быстро прокачать тормозную жидкость по магистралям с той же скоростью и эффективностью, что и воздух, который обеспечивает мгновенное давление и передачу тормозного усилия без задержки.

 

Также используются некоторые элементы пневмоподвески, которые держат кузов и позволяют перевозить груз большей массы.

 

Крупнотоннажные грузовики — объёмный двигатель с большим тяговым усилием и с возможностью многократного ремонта

 

Крупнотоннажные грузовики и седельные тягачи — большой серьёзный транспорт, который сконструирован уже совсем по-другому, так как решает совершенно другие задачи.

 

В этой статье расскажем о главном — о двигателях. У крупнотоннажных грузовиков большой объём двигателя, но маленькая мощность в лошадиных силах. Например, 2-литровый турбированный дизельный двигатель легковой BMW может выдавать мощность примерно 250-280 л.с, а 3-литровый до 300 л.с. Объём двигателя грузовика примерно от 7до 12 литров, при этом мощность варьируется от 240 до 480л.с. Впрочем, сейчас появляются более современные грузовики, способные развивать мощность до 600 л.с.

 

Самые важные параметры двигателей крупнотоннажного транспорта — крутящий момент и тяговое усилие. Именно они помогают сдвинуть эту здоровую махину с грузом с места. Кроме того, автопроизводители уделяют большое внимание экономии топлива, так средний пробег такого автомобиля составляет 150 000 километров год, а при объёме двигателя более 10 литров расходы получаются существенными.

 

Две другие важные характеристики двигателей грузовых автомобилей — надёжность и ремонтопригодность.

 

С точки зрения надёжности, средний пробег импортных двигателей составляет 300-400 тысяч километров или 2 года, после этого его обычно начинают ремонтировать.

 

«Я давно работаю с грузовыми автомобилями и лично знаю владельцев, у которых пробег до первого ремонта двигателя составил 700 тысяч километров. Такое не часто, но бывает» — Александр Порядочный, начальник управления торговой сети AUTO3N Южного федерального округа

 

С точки зрения ремонтопригодности, двигатель крупнотоннажного грузовика можно ремонтировать 5-6 раз. А если с блоком двигателя ничего не случилось, то и больше. В отличие от легковых автомобилей, двигатель которых можно отремонтировать хорошо, если 1-2 раза (а некоторые современные двигатели вообще неремонтопригодны, так как состоят из литого цельного блока), двигатели грузовиков сразу проектируются с возможностью многократного ремонта. Автопроизводители прекрасно понимают, что грузовой транспорт — это транспорт для бизнеса, с высокой первоначальной стоимостью (несколько десятков миллионов рублей) и большим ежегодным пробегом. Стоимость нового двигателя может достигать 5 миллионов и больше, поэтому инженеры прикладывают все усилия для того, чтобы сделать двигатель как можно более надёжным и ремонтопригодным.

 

Последняя важная особенность двигателя крупнотоннажного грузовика — встроенный компрессор. Он работает механически, с помощью зацепа шестерён или приводного ремня, всё время, пока работает сам мотор. Компрессор нужен, чтобы закачивать в баллоны-ресиверы воздух, который потом будет использоваться в пневматической тормозной системе и пневмоподвеске.

 

А сколько же моторного масла нужно грузовому двигателю, спросите вы? Так вот, объём масляной системы в больших грузовиках составляет не много ни мало — до 40 литров. Самая продаваемая фасовка имеет объём 20 литров, поэтому владельцы грузового транспорта и автопарки покупают сразу по 2 упаковки на машину. Этого количества хватает на полную замену масла и 3-5 литров остаётся на долив.

 

 

Простой подбор грузовых запчастей

Заказать оригинальные запчасти и аналоги в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали для грузового автомобиля, а мы доставим их в любую точку России.

Перейти в каталог
Источник: AUTO3N

Отзывы