Москва
Делегированный вход
Менеджер:

Клиент:
Контракт клиента для работы не установлен
Закончить работу

Без ABS и преднатяжителей ремней безопасности: что означают майские изменения в правилах сертификации легковых автомобилей

0 / 5
Написать отзыв

 

Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с Алексеем Черненко, заместителем директора торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.

 

Вопрос: Что для автовладельцев и покупателей машин означает постановление Правительства об упрощении требований? Чего мы лишимся и как это скажется на эксплуатации?

 

«Принято решение отказаться от тех систем, для работы которых требуется высокоточная электроника и микрочипы. К сожалению, это те системы, которые обеспечивают безопасность на дороге, безопасность водителей и пассажиров в салоне и безопасность для окружающей среды. Жаль, что приходится возвращаться к устаревшим нормам, ведь за предыдущие годы наше автомобилестроение многого достигло. Хочется верить, что эти меры — кратковременные»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N

 

 

12 мая Правительство Российской Федерации опубликовало постановление №855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колёсных транспортных средств и проведения оценки их соответствия»*.

 

Постановление разрешает:

• выпускать автомобили без ABS (антиблокировочной системы) и ESP (системы контроля устойчивости);

• выпускать автомобили без подушек безопасности, преднатяжителей ремней и других систем, необходимых для прохождения современных краш-тестов (обязательным остался только лобовой удар в бетонный блок без перекрытий);

• выпускать автомобили любых экологических стандартов — от «Евро-0» до «Евро-5», но устанавливать предусмотренные конструкцией каталитические нейтрализаторы выхлопа;

• устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС без функции автоматической сработки (при ДТП кнопку нужно будет нажимать вручную).

При этом если у автопроизводителя есть необходимые компоненты, он может оснащать автомобили по старым требованиям. Просто без них теперь тоже можно, но только до 1 февраля 2023 года, согласно текущей редакции правил.

 

Постановление касается крупнейших автопроизводителей из реестра** Минпромторга РФ — тех, против кого ввели санкции и тех, кто работает по специальным инвестиционным контрактам. В реестре указаны три завода, которые работают по таким контрактам и выпускают автомобили иностранных брендов. Это «Соллерс Форд», «Мицубиси Моторс Рус» и «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус». Будут ли они выпускать машины в упрощённой комплектации, нам пока не известно.

 

Почему отказались именно от этих систем

 

Все системы, без которых теперь можно выпускать автомобили, управляются сложной электроникой. На решение отказаться от них повлияли и глобальный дефицит микрочипов, который до сих пор тормозит мировые продажи в автомобильной отрасли, и конкретно введённые против России санкции на поставку электронных компонентов.

 

ABS

 

ABS — система, которая предотвращает полную блокировку колёс при торможении, ведущую к потере сцепления с дорогой и неуправляемому заносу. Электронный блок управления (ЭБУ) системы получает данные с датчиков скорости, неподвижно прикреплённых к ступице каждого колеса, чтобы рассчитать момент блокировки колёс. Также ЭБУ управляет модулятором с клапанами перекрытия необходимого тормозного контура и, таким образом, регулирует давление тормозной жидкости в нём.

 

Если водитель интенсивно выжимает педаль тормоза, например, во время экстренного торможения, ABS автоматически ослабит давление тормозной жидкости, позволяя колёсам вращаться. Процесс блокировки — разблокировки будет продолжаться с частотой несколько раз в секунду до полной остановки автомобиля.

 

ESP

 

ESP — электронная система стабилизации автомобиля. Она же «противозаносная система», она же «система курсовой устойчивости». ESP связана с тормозной системой и ABS, а также антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. Микропроцессор системы ESP, её блок управления, непрерывно получает и обрабатывает множество сигналов — от ABS, от датчиков измерения угловой скорости и поперечного ускорения, от датчиков положения рулевого колеса и оборотов коленчатого вала двигателя.

 

Если система поняла, что возник занос, блок управления даёт команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс, уменьшение тяги и сокращение подачи топлива.

 

Подушки безопасности и преднатяжители ремней

 

Срабатывание подушек безопасности и преднатяжителей ремней управляется системой пассивной безопасности или SRS, Supplementary Restraint System. Электронный модуль системы SRS собирает и обрабатывает данные с датчиков удара, наклона, ускорения, направленных перегрузок, с датчиков положения сидений и подголовников, с сенсоров, отслеживающих положение людей в салоне. В ответ на полученную информацию, ЭБУ отдаёт управляющие команды входящим в систему подушкам безопасности и ремням. SRS также связана с центральным замком и разблокирует его в момент аварии, чтобы находящиеся в салоне люди могли выбраться или до них могли быстро добраться спасатели.

 

Корректная работа SRS нуждается в сложнейшей электронике, так как система объединяет большое количество взаимосвязанных элементов и требует правильного использования каждого из них.

 

Экологический класс двигателей

 

Если верить источникам газеты Коммерсант, снижение требований к экологическому классу автомобилей связано с приостановкой поставок систем управления двигателем Bosch, которые регулируют не только мощность, но и уровень выбросов (по-видимому, речь идёт о системах Motronic, которые могут иметь как объединённый модуль управления, так и отдельные модули для систем управления впрыска топлива и системы зажигания).

 

Снижение требований к экологическому классу — это, конечно, сильный откат назад. С 2016 года в России действовал «Евро-5», который ограничивал выбросы угарного газа, углеводородов и оксидов азота почти в три раза по сравнению с «экологическим классом 0».

 

Говорить, что Россия перейдёт на «Евро-0» не совсем корректно. В Европе такого класса не было, а в постановлении правительства говорится об «экологическом классе 0», который определяется нормами ЕЭК ООН № 83–02 (категория А) и примерно соответствует европейскому «Евро-1».

 

Перечисленные вещества, содержащиеся в выхлопных газах, относятся к основным источникам загрязнения воздуха в городе (от 30 до 50%) и, кроме того, токсичны. Поэтому, к сожалению, возврат к старым экологическим классам ухудшит качество воздуха, что в долгосрочной перспективе будет негативно влиять на здоровье людей. В этой ситуации мы можем только порекомендовать автовладельцам тщательно выбирать воздушные фильтры салона и не экономить по возможности на угольных. Как выбирать угольные фильтры и почему они лучше обычных пртивопылевых мы писали в отдельной статье. Читать →

 

Отдельно нужно пояснить, что снижение экологического класса не означает, что мы дружно пересядем на карбюраторные автомобили. Производственные линии уже много лет выпускают инжекторные моторы с современными системами впрыска топлива. Переориентировать их на изготовление карбюраторов будет сложно и дорого.

 

Впрочем, если дефицит электроники не закончится, кто знает, может мы и вернёмся однажды к стандарту старых Жигулей.

 

 

* Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2022 № 855 «Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия»
** Реестр организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним

 

 

Простой подбор автозапчастей

Заказать оригинальные запчасти и аналоги в AUTO3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали для легкового или грузового транспорта, а мы доставим их в любую точку России.

Перейти в каталог
Источник: AUTO3N

Отзывы