Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе экспертами AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Какой антифриз заливать?
«Вокруг антифризов сложилось много мифов: что их необязательно лить летом, что можно смешивать по цветам, не менять или долить когда-нибудь потом. Доходит до абсурда: клиент приходит купить дорогую помпу двигателя и мы рекомендуем сразу заменить антифриз, ведь если старая помпа вышла из строя, с антифризом проблемы тоже есть. Но клиент машет рукой и говорит: “Нормально всё, как-нибудь потом поменяю”. И вот что прикажете делать?»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Мы часто сталкиваемся с тем, что автовладельцы относятся к выбору антифриза довольно небрежно и покупают его по принципу «хоть что-нибудь, главное подешевле». А ведь антифриз — одна из важнейших технических жидкостей в автомобиле, которая защищает двигатель и продлевает его ресурс.
В этой статье мы расскажем:
• Что такое антифриз и для чего он нужен в автомобиле;
• Какие виды охлаждающей жидкости бывают — неорганические антифризы и тосолы, гибридные, карбоксилатные и лорбидные антифризы;
• Как маркируют антифризы и какие особенности есть у каждого вида;
• Можно ли смешивать антифризы.
Что такое антифриз и зачем он нужен
Антифризы — это смеси этиленгликоля (реже — пропиленгликоля) с дистиллированной водой и добавлением различных присадок. Благодаря такому составу у них низкая температура замерзания и высокая температура кипения. В автомобилях антифризы используют для охлаждения и поддержания оптимальной температуры работы двигателей. Кроме того, антифризы предохраняет всю систему охлаждения от коррозии, замерзания и накипи.
Стремление автопроизводителей увеличить мощности двигателей одновременно уменьшив их объём и массу, привело к отказу от чугуна при изготовлении блоков цилиндров. Его заменили лёгкий алюминий и ещё более лёгкие магниевые сплавы. Например, в шестицилиндровых двигателях BMW серий N52 и N53 из магниевого сплава выполнена внешняя часть блока и рубашка системы охлаждения, что позволило уменьшить вес на 10 килограмм по сравнению с цельноалюминиевой конструкцией. Однако магниевые сплавы крайне чувствительны к перегреву и плохо переносят высокую температуру. Для поддержания их работоспособности критически важно вовремя заменять антифриз.
Система охлаждения отводит от двигателя до 30% тепла, но если залить в неё дешёвый или некачественный антифриз, эта доля сильно уменьшится. Плохой антифриз может стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя, а коррозия примерно в 55 раз уменьшает теплопроводность и вызывает локальный перегрев. Локальный перегрев, в свою очередь, может привести к повышенному расходу масла. От высокой температуры маслосъёмные кольца быстро закоксовывается, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.
Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной, некачественный антифриз и сам может выпасть в осадок, что значительно ухудшает работу системы в целом и может привести к выходу её из строя. Чтобы избежать поломок и дорогостоящего ремонта, важно правильно выбрать тип антифриза.
Недобросовестные производители пытаются сэкономить на основе и вместо дорогого гликоля применяют дешевый метиловый спирт. Такой антифриз ускоряет износ двигателя и приводит повышенной нагрузке на масло, в итоге, поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией. Проверить качество антифриза просто — нужно осторожно поджечь немного жидкости в огнеупорной ёмкости. Если в ней есть метанол, она загорится — метанол легко воспламеняется. Кроме того, жидкость закипит — температура кипения метанола около 64° С, а хорошего антифриза — 108º С). Кстати, использование дешёвого антифриза с метанолом опасно уже только потому, что он может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.
Виды и классификации антифризов. Маркировки G11, G12, G12+, G12++ и G13 и их различия
В настоящий момент единой международной маркировки антифризов различных производителей не существует, однако в России прижилась и широко используется маркировка концерна Volkswagen — G11, G12, G13, которая изначально предназначалась только для внутренних целей компании. Теперь под этими категориями часто понимают (и продают) антифризы со схожим составом. Т.е., например, когда говорят «G11», часто имеют в виду «антифриз с неорганическими ингибиторами коррозии», а вовсе не обязательно антифриз Volkswagen.
Другие автопроизводители используют свои маркировки. Например, General Motors использует маркировку GM 1899-M или GM 6038-М, Hyundai-KIA MS591-08, Mercedes-Benz 325.3. Поэтому при покупке антифриза надо в первую очередь сверяться с тем, что написано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Неорганические антифризы или тосолы
В антифризах этого типа в качестве ингибиторов коррозии используются неорганические соли — нитраты, нитриты, силикаты, фосфаты. Международное обозначение таких антифризов — IAT, Inorganic Acid Technology.
К неорганическим охлаждающим жидкостям относятся тосолы. Хотя изначально «Тосол» был торговой маркой боратно-нитритного антифриза, разработанного в 1971 году НИИОХТ, позднее тосол стал именем нарицательным и им стали называть любые охлаждающие жидкости.
Оригинальный «Тосол» имел ярко-голубой цвет, который в процессе эксплуатации менялся сначала на зелёный, потом на жёлтый, а потом становился бесцветным, полностью теряя свои рабочие качества. Современные жидкости с названием «Тосол» могут иметь другие свойства.
Срок службы неорганических антифризов составляет всего около двух лет, затем их нужно менять.
Гибридные антифризы или G11
В состав гибридных антифризов входят неорганические соли — обычно силикаты, фосфаты или нитриты, а также небольшое количество органических карбоновых кислот. Международное обозначение — HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C). Такой тип антифризов применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада.
Защитная плёнка гибридного антифриза, с одной стороны, покрывает все поверхности контура охлаждения и препятствует коррозии и преждевременному износу деталей, но, с другой, может тормозить реакцию теплообмена.
Гибридный антифриз предупреждает возникновение ржавчины, но не способен устранить уже имеющуюся. Кроме того, из-за постоянной вибрации образованная антифризом плёнка будет со временем осыпаться и её частички действовать как абразивы, постепенно ухудшая состояние системы. Чтобы этого избежать, производители рекомендуют менять такой антифриз раз в год.
Лучше всего гибридные антифризы воздействуют на детали из алюминия и других цветных металлов и поэтому отлично подходят для двигателей из этого металла. Также входящие в состав присадки рассчитаны на высокие нагрузки и эффективнее всего работают при регулярной и стабильной работе мотора.
Гибридные антифризы чаще всего синие или зелёные, но в зависимости от конкретной марки и производителя, цвета могут быть слабо-салатовыми, ярко-изумрудными, бирюзовыми или тёмно-синими. Но, например, антифриз Toyota SLLC — розовый.
Срок годности гибридных охлаждающих жидкостей небольшой — примерно три года. Поэтому при покупке очень важно проверить дату изготовления на упаковке.
Карбоксилатные антифризы или G12 и G12+
Ингибиторами коррозии в карбоксилатных антифризах служат органические карбоновые кислоты. Их международное обозначение — Carboxylate coolants, OAT (Organic Acid Technology), SNF (Silicate Nitrite Free), G12 или G12+.
Данный стандарт появился в 2006 году и применяется для охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki.
В отличие от гибридных антифризов, карбоксилатные охлаждающие жидкости не образуют плёнку на всех поверхностях, а наоборот, действуют избирательно, точечно воздействуя на очаги появившейся коррозии и препятствуя их дальнейшему росту (но не препятствуя их возникновению).
Карбоксилатные антифризы защищают металлы от кавитации и лучше работают с медными или латунными радиаторами. А за счёт улучшенной теплопроводности обеспечивают более качественное охлаждение, поэтому подходят для автомобилей с мощными двигателями и динамичного стиля вождения.
G12+ — усовершенствованная формула карбоксилатного антифриза с добавлением силикатных присадок.
Карбоксилатные антифризы обычно ярко-красные, реже — сиренево-фиолетовые, иногда жёлтые, фиолетовые или лиловые. Также у них значительно более долгий срок службы — их можно использовать 3-4 года без ощутимого снижения свойств. Некоторые современные антифризы этого типа имеют увеличенный срок службы до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, в системе может образоваться коррозия, а на стенках гильз и на крыльчатке помпы — кавитационная эрозия.
Лорбидные антифризы или G12++ и G13
Основой лорбидных антифризов служат органические карбоновые кислоты, в которых присутствует небольшое количество неорганических минеральных ингибиторов (соединений кремния). Европейские разработчики лорбидных называют их Lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Volkswagen заливает лорбидные антифризы на конвейере с 2008 года, а Mercedes с 2014 года. В азиатских автомобилях лорбидный антифриз можно использовать только с обязательной полной заменой с промывкой системы, иначе может образоваться осадок.
Лорбидные антифризы отлично защищают алюминиевые сплавы от ржавчины. Они образуют сверхтонкую плёнку на всех внутренних поверхностях деталей системы охлаждения и точечно воздействуют на очаги коррозии. Кроме того, этот класс антифризов имеет повышенную температуру кипения и используется в высоконагруженных современных двигателях.
Этиленгликолевые лорбидные антифризы имеют маркировку G12++, а G13 — это антифризы на пропилегликолевой основе. Пропиленгликоль по своим характеристикам не отличается от этиленгликоля, однако он менее ядовитый и более экологически чистый, поэтому современные производители постепенно переходят именно на него.
Антифризы G12++ чаще всего ярко-красного или сиреневого цвета, а G13 — жёлтого или оранжевого. Срок их службы составляет более 5 лет или около 200 тысяч километров пробега.
Как смешивать антифризы
Сами по себе ни дистиллированная вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета, а производители охлаждающих жидкостей добавляют в них красители на свое усмотрение. Поэтому цвет антифриза ничего не говорит о его составе.
При покупке охлаждающей жидкости важно ориентироваться на классификацию и требования, указанные в сервисной книге на автомобиль. Если нужно долить антифриз, можно воспользоваться таблицами смешиваемости, но мы не рекомендуем так делать. Смесь разных химических составов может привести к появлению осадка, который будет действовать как абразив.
Если залить антифризы одного класса, но разных цветов, то получившийся третий цвет будет очень сложно контролировать. Так как антифриз по мере отработки меняет цвет и становится более тусклым, при смешивании становится сложнее понять, когда жидкость уже пора заменить.
Мы настоятельно советуем доливать одинаковый антифриз (одного производителя, класса и цвета). А если менять его, то старый сливать полностью и промывать систему.
Простой подбор антифризов
Заказать антифриз в AUTO3N можно в два клика. Выберите подходящую охлаждающую жидкость — готовую или концентрат, а мы доставим заказ в любую точку России.
Перейти в каталогИсточник:
AUTO3N