8 июня 1909 года из ворот «Русско-Балтийский завода" в Риге выехал первый серийный автомобиль российского производства — «Руссо-Балт». Это была двухместная машина с 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 лошадиные силы.
История создания марки началась в 1908 году, с основания на РБВЗ автомобильного отдела Иваном Александровичем Фрязиновским. На должность главного конструктора был приглашён 26-летний Жульен Поттера, который работал на бельгийской фирме "Фондю", чьи авто и стали прототипом первых "Руссо-Балтов". С самого начала автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский», но у автомобилистов закрепилось сокращенное название от французского Russo-Baltique.
8 июня 1909 года начался выпуск первой серийной модели "С-24/30". Индекс модели расшифровывался так: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объём двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Модель стала наиболее массовой в истории производства — было выпущено 347 экземпляров.
В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрело «Экипажную фабрику Фрезе и К» — российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге.
В 1909—1910 годах начался выпуск модели "К" с объёмом двигателя 2211 см³. В последующей модификации К-12/20 (1911—1913) было применено водяное охлаждение двигателя без насоса. Особенность конструкции «Руссо-Балта К-12/20» — цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели «С-24») расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колёсам передавался карданным валом. Поскольку машины «К-12/20» являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колёсная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних - 2655 мм.
В 1914 году начался выпуск серии К-12/24. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели "К" в пяти сериях. Каждая модель выпускалась так называемыми «сериями»: К-12/14 и К-12/20 — две разные серии одной модели "K". Тиражи каждой серии очень отличались и могли составлять от 2-х до 100 штук. Кроме того, могли быть заказаны и различные варианты кузова.
На данный момент - "Руссо-Балт К 12/20" 1911 г. выпуска - единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта». Находится автомобиль в Политехническом музее.
Самая дорогая легковая модель РБВЗ «С-24» выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались как штабные в русской армии. На шасси «С-24» устанавливались также и другие кузова — роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные автосани.
За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.
Стоит отметить, что автомобиль себя проявил и в автомобильных гонках, и в автопробегах, заняв 9 место в Монте-Карло и специальный приз за наибольшую пройденную дистанцию в 1912 году и второе место в абсолютном зачёте «Ралли Сан-Себастьяна». В 1913 году - автомобиль совершил международный автопробег, пройдя более 15 тысяч километров по дорогам Западной Европы и Северной Африки.
А ещё - «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.
В 2000-х годах несколько автомобильных ателье приняли попытку возрождения легендарной марки.
Простой подбор автозапчастей
Заказать оригинальные запчасти для иномарок в Auto3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали, а мы доставим их в любую точку России.
Перейти в каталогИсточник:
AUTO3N