Тормозные диски — важная часть тормозной системы автомобиля. От их надёжной работы зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
В этой статье мы перечислим 13 самых распространённых неисправностей тормозных дисков:
В конце дадим рекомендации, как избежать преждевременное появление шумов и скрипов тормозных дисков и колодок.1. Перегрев фрикционных поверхностей;
2. Чрезмерная тепловая нагрузка;
3. «Глазурь» на поверхности колодки;
4. Повреждение поверхности диска;
5. Появление ржавчины на диске;
6. Появление ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки;
7. Загрязнение монтажной поверхности;
8. Появление трещин на ступице;
9. Заклинивание суппорта или направляющего поршня;
10. Биение ступицы;
11. Неравномерный износ тормозных колодок;
12. Неправильная установка;
13. Неправильная сборка суппорта или тормозных колодок.
1. Перегрев фрикционных поверхностей
Проблема: Тормозная колодка не отпускает диск в конце торможения, что приводит к перегреву тормозной системы.
Причины:
Последствия:• Тормозной поршень застрял в суппорте,
• накладка тормозной колодки сидит слишком плотно,
• спуск с горы на выжатом тормозе.
Решение: При установке колодок и дисков необходимо использовать специальные монтажные пасты, а также убедиться, что все детали могут свободно двигаться, не застревают и не заклинивают. Кроме того, рекомендуем избегать излишней пробуксовки тормозов.• Появление шума и скрипа при торможении,
• деформация диска и появление вибрации вследствие этого,
• разрушение фрикционной поверхности диска,
• снижение эффективности торможения.
2. Чрезмерная тепловая нагрузка
Проблема: На роторе появляются синие области и трещины.
Причины:
Последствия:• Агрессивное вождение,
• резкие и частые торможения, которые увеличивают тепловую нагрузку на ротор.
Решение: Необходимо заменить тормозные диски. Причём менять диски придётся сразу парой на одной оси.• Появление шума и вибрации при торможении,
• снижение эффективности торможения.
О том, почему колодки и диски на одной оси меняются обязательно парой, писали в отдельной статье. Читать →
3. «Глазурь» на поверхности колодки
Проблема: Фрикционная поверхность дика как будто покрыта глазурью.
Причины:
Последствия:• Резкое повышение температуры колодок в короткое время,
• агрессивное торможение в период притирки колодок.
Решение: Необходимо внимательно осмотреть диск. Если глазирование слабое, то ремонт не требуется. Если сильное, потребуется заменить колодки и, с высокой вероятностью, диски. Колодки, так же как и диски, обязательно меняют парой на одной оси.• Временное снижение эффективности торможения.
4. Повреждение поверхности диска
Проблема: Вмятины и выбоины на диске, появление бороздок.
Причины:
Последствия:• Между диском и тормозной колодкой попала грязь, дорожный реагент, камень,
• развивается коррозия,
• низкокачественный материал накладки тормозных колодок,
• чрезмерная нагрузка на тормозную систему.
Решение: Первым делом необходимо проверить, нет ли между диском и колодками застрявшей грязи и камней. Если проблема в некачественных материалах, необходимо заменить колодки и повреждённый диск.• Появление шума и скрипа при торможении,
• снижение эффективности торможения.
5. Появление ржавчины на диске
Проблема: Появление слоя ржавчины на диске.
Причины:
Последствия:• Влияние дорожных реагентов,
• долгий простой на стояночном тормозе,
• поршень застревает в суппорте или не возвращается полностью во втянутое положение.
Решение: Желательно избегать продолжительной стоянки на ручном тормозе. Но если так всё же случилось, необходимо перед началом движения осмотреть диски на наличие ржавчины. Кроме того, после установки новых тормозных колодок и дисков важно убедиться, что все узлы механизма свободно двигаются.• Появление шума и вибрации при торможении,
• снижение эффективности торможения,
• перегрев дисков и колодок.
6. Появление ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки
Проблема: Появился слой ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки.
Причины:
Последствия:• При торможении колодка застревает в суппорте, пластина сгибается, фрикционный материал трескается и появляется ржавчина, которая отделяет фрикционную накладку от пластины.
Решение: Необходимо срочно заменить тормозные колодки, так как при отделении фрикционного материала, колодка перестаёт работать. Кроме того, необходимо почистить и смазать суппорт и убедиться, что колодка свободно располагается в нём.• Появление скрипа при торможении,
• ощущение «мягкости» педали,
• снижение эффективности торможения.
О том, почему необходимо смазывать суппорты, писали в отдельной статье. Читать →
7. Загрязнение монтажной поверхности, вмятины и коррозия
Проблема: Невозможна плоскопараллельная установка.
Причины:
Последствия:• Попадание грязи, ржавчины или посторонних предметов между ступицей и диском.
Решение: Необходимо очистить поверхность диска. Она должна быть чистой, сухой и без ржавчины.• Неравномерный и преждевременный износ колодок и диска,
• появление вибрации при торможении,
• снижение эффективности торможения.
8. Появление трещин на ступице вокруг отверстий для болтов
Проблема: Появление трещин вокруг отверстий для болтов на центральной части диска.
Причины:
Последствия:• Диск и центральная часть не выровнены плоскопараллельно и невозможно правильно затянуть гайки и болты,
• чрезмерное усилие при затяжке гаек и болтов.
Решение: Перед началом монтажа необходимо проверить, что диск располагается параллельно центральной части. При монтаже важно закручивать гайки и болты в рекомендованном производителем порядке.• Появление шума и вибрации при торможении.
9. Заклинивание суппорта или направляющего поршня
Проблема: Неравномерное истирание колодки. На внешней колодке фрикционного материала заметно меньше.
Причины:
Последствия:• По окончании торможения внешняя колодка продолжает прижиматься к диску,
• заедает суппорт или направляющие поршня.
Решение: Необходимо заменить тормозные колодки, а также проверить направляющий поршень и суппорт. При необходимости починить или смазать узлы.• Преждевременный износ колодок,
• автомобиль ведёт в сторону при торможении.
10. Биение ступицы
Проблема: Ассиметричный износ рабочих поверхностей и появление сине-чёрных пятен.
Причины:
Последствия:• Тормозной диск неровно прилегает к ступице колеса,
• неправильно расположены функциональные оси,
• ступица колеса неправильно расположена по отношению к тормозному суппорту.
Решение: Перед монтажом тормозные диски необходимо тщательно очистить, просушить и обезжирить. Ступицу нужно замерить на вращение без торцевого биения.• Появление шума и вибрации при торможении,
• биение в руль,
• преждевременный износ узлов,
• снижение эффективности торможения.
11. Неравномерный износ тормозных колодок
Проблема: Тормозная колодка неравномерно прижимается к диску.
Причины:
Последствия:• Накладка тормозной колодки сидит слишком плотно,
• колодки неправильно установлены при монтаже,
• тормозной суппорт неправильно установлен при монтаже,
• сдвинулась противоскрипная накладка.
Решение: При монтаже необходимо убедиться в правильном расположении суппорта и колодок и соблюдать монтажные инструкции производителя.• Появление шума и вибрации при торможении,
• биение в руль,
• преждевременный износ тормозных колодок,
• снижение эффективности торможения.
12. Неправильная установка
Проблема: Поверхности контакта центральной части диска и ротора искривлены, появились трещины вокруг отверстий.
Причины:
Последствия:• Слабая и неправильная затяжка болтов при установке.
Решение: Необходимо заменить диски. При установке новых требуется надёжно затянуть болты в правильной последовательности.• Появление вибрации при торможении.
13. Неправильная сборка суппорта или тормозных колодок
Проблема: Фрикционная поверхность тормозных колодок и ротора изношены неравномерно.
Причины:
Последствия:• Неправильно установлен суппорт или тормозные колодки,
• тормозные колодки расположены под углом относительно поверхности ротора.
Решение: Необходимо проверить правильность установки тормозных колодок и суппорта. Обязательно заменить колодки.• Появление вибрации при торможении,
• снижение эффективности торможения.
Устранение шумов и скрипов
Скрипы и шумы при торможении сопровождают практически все перечисленные выше неисправности. Они указывают на износ тормозных дисков или колодок, на проблемы со смазкой, проточкой или чистотой ротора. Чтобы они не появлялись раньше регламентного срока обслуживания тормозной системы, мы рекомендуем следующее:
• Содержите тормозные колодки в чистоте. Просите внимательно осматривать состояние колодок и дисков не только при их регламентной замене, но и при сезонной замене шин.
• Смазывайте все подвижные части суппорта — так они не скрипят при контакте друг с другом.
• Смазывайте обе стороны тонких прокладок между поршнем и колодкой. Но будьте внимательны! Смазку нельзя наносить на фрикционные поверхности колодок и дисков.
• Если используете тормозные колодки с жёстким фрикционным материалом, рассмотрите возможность замены их на более мягкие колодки.
• Используйте противоскрипные наклейки, которые клеятся на колодку и уменьшают шум при торможении.
Простой подбор тормозных колодок и дисков
Купить тормозные колодки и диски в AUTO3N можно в два клика. Подберите их по VIN, марке и модели автомобиля, по производителю или по техническим характеристикам, а мы доставим заказ в любую точку России.
Перейти в каталог