Жизненный ПAO двигателя или эстеры для эстетов

Для того чтобы разобраться в современных моторных маслах нужно, как минимум, знать химию. Это под силу лишь Хайзенбергу и самим составителям моторных «коктейлей», секреты которых они хранят в тайне по вполне понятным причинам. Для начала нужно понимать, что существует единая основа моторного масла — сырая нефть, и в ней, с ней происходят всевозможные пертурбации для того, чтобы масло потом стало улучшенным минеральным, гидрокрекинговым или синтетическим. А с помощью всевозможных присадок и загустителей так вообще можно получить «напиток богов». Долгое время моторное масло было исключительно минеральным. Такое «Боржоми» актуально сейчас, и не только для «автостарушек». В умеренном климате пропадает зависимость минерального масла от резких перепадов температур, а время эксплуатации с лихвой можно победить «дробным» частым питанием, благо стоимость «минералки» это позволяет.

Синтетическое масло появилось тогда, когда возникла необходимость запустить двигатель самолета в экстремальных условиях. То есть, по большому счету, синтетика — это экстра-класс для эстетов, к тому же дорогое удовольствие. Можно сказать, «синтетика» — выверенная формула «идеального» моторного масла, свойства и характеристики которого не изменяются при различных температурах и режимах работы двигателя.

В синтетических маслах преобладают две композиции: ПАО и ЭСТЕРЫ. ПАО или поли-альфа-олефины — высокотехнологичный синтетический продукт, продлевающий жизненный дао двигателя. Основное преимущество ПАО — стабильность свойств на протяжении большого срока эксплуатации.ЭСТЕРЫ — это сложные эфиры, полученные в результате химической реакции между жирными кислотами и спиртами. Молекулы эстеров полярны, благодаря чему отрицательно заряженные молекулы масла притягиваются к положительно заряженной̆ поверхности металла, а значит смазка постоянно находится в узлах двигателя.

В тренде сейчас «кряки» или гидрокрекинговые масла. Термин «гидрокрекинг» происходит от слов «hydro» — «водород» и «crack» — «расщеплять». Здесь сам Хайзенберг бы позавидовал формуле и составу этого моторного наркотика. В результате химической реакции гидрокрекинга отбрасывается все «ненужное», а параметры масла улучшаются до синтетических, что позволяет называть эти масла HC — синтезированными. Гидрокрекинговые масла обладают высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические. Но до синтетических они не дотягивают, все-таки не выдерживая низких температур и перегрева.

Однако нас не должно интересовать, из чего сделано масло, мы же не химики, гораздо важнее понимать можно ли его использовать? И тут главное — не увязнуть в той самой вязкости. От вязкости напрямую зависит качество смазывания узлов трения и скорость изнашивания двигателя, а также расход на угар, токсичность отработанных газов и даже температура деталей двигателя. Вязкость уменьшается с ростом температуры и густеет при замерзании.

Если вязкость мала, давление в системе смазки при работе двигателя будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая «масляное голодание».

Моторное масло подбирается по двум основным критериям — уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE. Самые заметные цифры на канистре — это классификация вязкости по SAE:
• два числа, разделенные буквой W, обозначают, что масло всесезонное
• первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру.

По уровню эксплуатации моторные масла разделены на две категории — «S» и «С»:
• «S» (Service) — для бензиновых двигателей
• «С» (Commercial) — для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в категории «S» подразделяются на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN) в порядке возрастания качества. Чем дальше вторая буква от начала алфавита — тем лучше:
• для бензиновых двигателей самое современное масло с маркировкой SN, для дизельных — CF
• универсальные масла и для бензиновых, и для дизельных двигателей обозначают двойной маркировкой, например SN/CF

При выборе моторного масла важно следовать рекомендациям автопроизводителя, однако всегда нужно делать поправку на климатические условия, в которых оно будет использоваться. Также следует помнить, что все моторные масла создаются под конкретные задачи и набор требований, определенных классом качества и допуска производителей, поэтому использовать «самое современное» или «самое дорогое» моторное масло зачастую не нужно. Главное — не забывать менять масло, и тогда сердце вашего автомобиля будет работать как часы.

Всегда на связи, Он Лин — ведущий консультант AUTO3N, мастер автошаолинь и других авторских методик.

Личный кабинет